Зимний маршрутный учёт. Зимний маршрутный учет охотничьих животных: расчет показателя абсолютной численности

Зимний маршрутный учёт. Зимний маршрутный учет охотничьих животных: расчет показателя абсолютной численности

Учет численности охотничьих животных практикуется в России уже более ста лет. В период расцвета охотхозяйственной отрасли, в 50-х годах прошлого века, в недрах Главохоты РСФСР созревала мысль о необходимости вести контроль, или, как теперь принято говорить, мониторинг ресурсов охотничьих животных на больших территориях регионов России и всей Российской Федерации.

Фото Антона Журавкова.

В 1958 году вышла из печати брошюра И.В.Жаркова и В.П. Теплова «Инструкция по количественному учету охотничьих животных на больших площадях».

В 1962 году по инициативе Главохоты РСФСР была организована группа биологической съемки при Окском заповеднике под руководством В.П. Теплова.

Метод Жаркова — Теплова сводился к закладке маршрутов для учета зверей по следам на снегу, на которых собирались относительные данные по встречаемости следов, а для пересчета этих данных в показатели плотности населения зверей параллельно делались учеты на пробных площадках методом оклада.

В группе биосъемки после тщательных исследований решили, что математически более обоснованно сочетать маршруты с троплениями суточного хода животных и измерениями его средней длины, то есть по формуле А.Н. Формозова (1932).

Так родилась система учетов охотничьих животных методом зимнего маршрутного учета (ЗМУ) на больших территориях как информационная основа управления охотничьим хозяйством.

Позднее при организации Государственной службы учета охотничьих ресурсов (Госохотучет РСФСР) была принята концепция учетных работ, сформированная в группе биосъемки.

Тем не менее сотрудники ЦНИЛ Главохоты РСФСР проводили глубокое изучение различных методов учета, в том числе ЗМУ, который был признан наиболее эффективным и наименее трудозатратным методом.

Он и до сих пор является по сути единственным методом государственного мониторинга охотресурсов России.

Вообще вся система учетных работ строилась на совмещении учетов на больших территориях и так называемых внутрихозяйственных учетов, которые проводят охотустроители и охотпользователи на своих территориях.

Учеты на малых территориях вливались в государственные учеты регионов и всей федерации. И никаких противоречий между ними специалисты не находили.

Тем не менее у некоторой части охотоведов постоянно наблюдалось недоверие к ЗМУ. Якобы он непригоден для учета на малых территориях как метод, занижающий численность животных.

Ажиотаж по замене ЗМУ «альтернативными» методами стал особенно заметен в настоящее время после передачи части управленческих полномочий с федерального уровня на региональный. Охотничье хозяйство было передано в субъекты Федерации, в том числе и мониторинг ресурсов, что никак нельзя было делать.

Ради всего святого, пусть субъекты занимаются хозяйствованием, но охотничьи ресурсы — это государственная общенациональная собственность.

Без госконтроля учетных работ на федеральном уровне, без федеральной экологической экспертизы, которых нет, ресурсы становятся негосударственными. Субъекты Федерации и нечестные охотпользователи делают учеты так, как им нравится, результаты пишутся такие, какие их удовлетворяют.

Поэтому в России они «насчитали» более миллиона лосей, в то время как на самом деле их не более 600 тысяч. Ну а как же? Добывать-то хочется больше! Вот они и требуют, чтобы лимиты добычи определялись на основании альтернативных ЗМУ методов учета.

В 80-х годах сотрудники ВНИИОЗ (Агафонов, Корытин, Соломин и др.) предложили метод, который был назван учетом на замкнутом маршруте (УЗМ). В сущности, это был многодневный оклад площадки, состоящей из пяти примыкающих квадратов, расположенных в форме креста. Это позволяет заложить маршрут оклада, не повторяя его отрезки, и учетчик, заканчивая работу, возвращается в начальную точку маршрута.

Каждый из пяти квадратов, представляющих собой многодневный оклад, был со сторонами 1 км, длина маршрутов вокруг квадратов без повторения составляла 16 км. Авторами методики и сотрудниками ЦНИЛ было установлено, что для полноты и точности учета нужно обходить маршрут не менее шести дней. Однако это достаточно трудоемко.

Кроме того, перемены погоды, особенно сильные снегопады, заставляли прерывать учеты. Это происходило в 60 % случаев. Из-за этих и других негативных моментов основной автор методики И.Н. Соломин признал ее весьма трудоемкой и потому неэффективной.

Сотрудник ВНИИОЗа Д.В. Скуматов с коллегами предложил методику, очень похожую на описанную: «Методика учета лосей (Alces alces) на выборочных площадках по их следам на снегу многодневным окладом (повторным окладом)» (Киров, 2017).

Разница с прежним УЗМ заключается в том, что ее автор предлагает пробную площадку составлять из четырех равносторонних треугольников, примыкающих друг к другу, или из большего числа треугольников, или делать две общие площадки, примыкающие своими вершинами.

При этом треугольники закладывать на местности сложнее, хоть и с навигаторами, а без них это вообще невозможно. С квадратными окладами можно более эффективно использовать в лесах квартальную сеть, тем более что в 80-х никаких навигаторов не было.

Уменьшение сторон окладов до 500 метров, безусловно, повышает выявление следов не только лосей, но и менее подвижных видов, например зайцев, куниц, хорьков и т.п.

Сам автор указывает на ограниченность применения метода: «...в связи с высокими трудозатратами он целесообразен в хозяйствах с небольшой площадью лосиных местообитаний», да и вообще может применяться только в небольших по площади хозяйствах, «массовое применение методики невозможно».

В то же время методическая комиссия ВНИИОЗ одобрила эту методику для применения, в том числе и для мониторинга на различных территориях.

Когда Госохотучет в 80-х годах проводил экспериментальную проверку метода УЗМ, было выявлено много сложностей. Во-первых, «привязанность» отрезков маршрутов к строгой сети окладов сильно осложняют учет.

В традиционном ЗМУ учетчик может обойти трудные места, несколько изменить маршрут. Во-вторых, использование навигаторов требует более высокой квалификации учетчиков. Хотя Д.В. Скуматов и говорит, что оно ведет к «снижению материальных затрат за счет применения навигационных приборов и к повышению эффективности трудозатрат», это явное лукавство.

Кроме того, применение этих приборов не дает действенного контроля проведения учета. Это относится и к УЗМ, и к ЗМУ: пока не созданы программы контроля «треков», любой грамотный учетчик может нарисовать эти треки на печке или на коленке, как в приборе, так и на карточках.

В сильные морозы навигаторы часто отказывают. Автор признает, что бывают сбои работы навигаторов в виде «пилы треков» и т.п. В-третьих, большой период учета в несколько дней может нарушиться резкими изменениями погоды, особенно сильными снегопадами. А трех- и четырехдневный (не шестидневный!) оклад вызывает сомнение в полноте необходимых данных.

Прослеживается не вполне полное осознание Д.В. Скуматовым географических и математических основ теории учета охотничьих животных. Так, в двух местах он упоминает «страты» территории по плотности населения лосей.

Территориальная основа для экстраполяции пробных учетных данных должна быть независима от размещения животных и плотности их населения. Из учетного лексикона должны быть исключены понятия «страт», «свойственных виду угодий»; может быть только понятие «свойственная виду категория угодий».

Хотя в остальных местах автор совершенно правильно пишет о независимости территориальной основы от плотности населения животных. Кроме этого, он считает, что статистическую ошибку можно снизить за счет сокращения «пустых» проб. Это в корне неправильно.

Всякое искусственное занижение статошибки недопустимо, к чему ведут всякие страты, подгонка ошибки исключением пустых или полных мест.

Текст рукописной методики Скуматова очень сложный, как и сам метод. Учитывая кадровый голод и низкую квалификацию работников охотничьего хозяйства, вряд ли кто сможет усвоить все положения предлагаемой нам методики, даже если исправить в ней грубые несоответствия теории учета.

Раньше тоже предлагались разные методики учетов копытных на пробных площадках. Так, все учетные работы в России начались с учета методом прогона (Саблинский; 1914). Поздние
описания метода (Мертц, Крюков; 1940; Червонный; 1973 и др.) были более подробными, но не изменяли сущности этого метода — оклада с прогоном, или загоном, если учет ведется без снега и выходящие из оклада животные учитываются визуально.

Эти методы обладают несколькими серьезными недостатками: на практике часто цепь загонщиков разрывается и животные остаются в окладе; при повторении оклада не всегда понятно, сколько зверей вошло в оклад во время прогона, сколько вышло и т.д. Опять же очень большая трудоемкость.

Предлагался и совсем примитивный метод повторного оклада — без прогона (Русанов; 1973), оклад с троплением и т.п. Все окладные методы могут применяться лишь при высокой численности животных, поскольку в каждой пробной площадке по математическим раскладам должно ожидаться не менее четырех-пяти животных или их групп (Юргенсон; 1965). Можно представить, какой площади должны быть площадки при низкой численности.

Методики учета на пробных площадках обладают еще одним негативным качеством — большой трудностью соблюсти репрезентативность проб, разместить их случайно или равномерно. А это может вызвать многократные (в сотни процентов) ошибки экстраполяции выборочных данных, совершенно незаметные для учетчиков.

Предлагались методы весеннего учета копытных животных и боровой дичи по кучкам экскрементов (Юргенсон; 1961, Червонный; 1973). Маршрутный метод такого учета копытных проще в организации, но обладает большим недостатком — микродиспропорцией, то есть, учетчик ходит так же, как звери, по концентрации кучек, из-за чего численность завышается, ведь ни зверь, ни человек не проходят по чащобам.

А экстраполяция ведется на всю площадь. Учет по дефекациям на случайно заложенных пробных площадках лишен этого недостатка, но сложен в организации. Кроме того, период такого учета очень короток: до появления травы. Оба учета нельзя проконтролировать.

Недавно сотрудник ВНИИОЗа В.М. Глушков предлагал Охотдепартаменту МПР внедрить комбинированный метод комплексного учета животных на маршрутах. Мы уже критиковали в «РОГ» этот метод, в котором свалены в кучу совершенно несовместимые методические подходы: учет по следам и визуально птиц и млекопитающих, т.е. методы, имеющие разные биологические и математические модели.

Несмотря на обширнейшую литературу по учетам и разборам положительных и негативных сторон разных методов, взамен ЗМУ по-прежнему предлагаются разные методики. Но давайте посчитаем их трудоемкость.

Допустим, в охотхозяйстве площадью 100 тыс. га нужно заложить окладных площадок как минимум на 10 % от площади хозяйства (так предлагается Скуматовым). Это 10 тыс. га. При площади оклада 44 га потребуется 227 площадок. Даже при двухдневной работе учетчик должен пройти 2045 километров. Да при такой длине маршрутов ЗМУ даст гораздо меньшую ошибку!

Казалось бы, ЗМУ — линейный метод, не имеющий ширины учетной ленты. На самом деле маршрут ЗМУ имеет ширину, равную средней проекции суточного участка учитываемого вида животных (1:1,57 средней длины суточного хода). Для лося средний поперечник участка равен примерно 0,5 км (на самом деле больше).

Таким образом, данные ЗМУ относятся к площади 2045×0,5=1022,5 км², или 102 250 га, что превышает площадь хозяйства. Это сплошной учет, который, как утверждает не только Скуматов, не имеет ошибок.

Даже если ЗМУ проводится два дня, то все равно это много. А если оклад длится три или четыре дня? При тех же ожидаемых ошибках в конкретных охотхозяйствах ЗМУ даже в увеличенных объемах будет до 10 раз менее трудоемким, чем любые другие методы.

С учетом всего вышесказанного напрашивается вопрос: зачем сейчас ангажировать разработку каких-то новых методик, поручать эти разработки тем, кто мало что понимает в учетном деле, настаивать на замене ЗМУ суррогатными методиками, в то время как простой, нетрудоемкий ЗМУ прошел с честью 53-летнюю апробацию как в центральных областях России, в Сибири и на Дальнем Востоке, так и на малых территориях.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
УЧЕТА ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ РСФСР

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ЗАПОВЕДНИКОВ ГЛАВОХОТЫ РСФСР

ИНСТИТУТ ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОРФОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

им. А.Н. СЕВЕРЦОВА АН СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА
ГОСКОМПРИРОДЫ СССР

ОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ГОСКОМПРИРОДЫ СССР

Утверждаю:

Зам. Начальника Главохоты РСФСР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ

ЗИМНЕГО МАРШРУТНОГО УЧЕТА

ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ В РСФСР

Методические указания разработаны кандидатом географических наук (ИЭМЭЖ АН СССР), кандидатом биологических наук (ВНИИприрода Госкомприроды СССР), (ЦНИЛ Главохоты РСФСР) с использованием «Инструкции по зимнему маршрутному учету охотничьих животных» (Приклонский, 1972), «Методических указаний по организации и проведению зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР» (Приклонский, Кузякин, 1980), «Методических указаний по проведению зимнего учета охотничьих животных на замкнутом маршруте» (Агафонов, Корытин, Соломин, 1983), а также на основе собственных исследований.

Одобрены методической комиссией ЦНИЛ Главохоты РСФСР, согласованы с управлением охотничьего хозяйства и планово-финансовым управлением Главохоты РСФСР, утверждены Главным управлением охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР.

Рецензенты: канд. биол. наук,

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность методики ЗМУ

Зимний маршрутный учет (ЗМУ) применяется для определения плотности населения и численности, охотничьих зверей и птиц на больших территориях.

Методика учета зверей в ЗМУ основана на том, что среднее число пересечений учетным маршрутом следов зверей учитываемого вида прямо пропорционально плотности населения этого вида. В свою очередь, число пересеченных (учтенных) следов зависит от средней протяженности наследов животных. Чем длиннее наследы, тем больше вероятность пересечений их учетным маршрутом. Таким образом, для определения плотности населения зверей (числа особей на единицу площади) нужно определить два показасреднее число пересечений суточных наследов учитываемых видов зверей на единицу длины маршрута; 2) коэффициент, связанный с длиной суточного хода зверей.

В простом виде формула расчета плотности населения для каждого отдельного вида зверей выглядит следующим образом:

где D – плотность населения данного вида (число зверей на единицу площади угодий), А – показатель учета (среднее число пересечений суточных наследов зверей данного вида, приходящееся на единицу длины учетных маршрутов), К – пересчетный коэффициент, связанный с длиной суточного хода зверей в период учета на данной территории.

В соответствии с этим ЗМУ состоит из двух частей: 1) определение показателя учета А (эту часть учета часто называют «относительным маршрутным учетом»); 2) определение пересчетного коэффициента К. пересчетный коэффициент может быть определен одним из следующих способов: а) троплением наследов зверей с последующим расчетом средней длины суточного хода, б) сопоставлением показателя учета с плотностью населения животных на пробных площадках; при этом число животных на площадках определяется методом многодневного оклада. Для правильного определения пересчетного коэффициента необходимо использовать всю информацию о средней длине суточного хода охотничьих животных, полученную различными методами в разные годы в разных регионах. Поэтому, в настоящее время определение пересчетных коэффициентов ЗМУ проводится только централизованно.

Учет охотничьих птиц в зимнее время проводится параллельно с подсчетом следов зверей. Сущность методики учета птиц состоит в том, что определяется показатель учета для птиц каждого вида (среднее число птиц, приходящееся на единицу длины учетных маршрутов), и оценивается ширина учетной полосы по расстояниям обнаружения птиц. Плотность населения птиц каждого вида получается умножением показателя учета на пересчетный коэффициент, связанный с шириной учетной полосы.

1.2. Территория, где возможно проведение ЗМУ

Для проведения зимнего маршрутного учета зверей пригодна большая часть территории Российской Федерации за исключением некоторых южных областей, не имеющих устойчивого снежного покрова в зимнее время, а также тундр с очень плотным снегом и высокогорий.

1.3. Виды животных, подлежащих учету

Зимний маршрутный учет относится к методам комплексного учета, т. е. с его помощью можно одновременно определить численность многих видов зверей: лося, косули, кабана, благородного и пятнистого оленей, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куниц, хорей, росомахи, горностая, колонка, белки, зайцев. Одновременно можно определить численность рябчика, тетерева, обыкновенного и каменного глухарей, дикуши, белой, серой, тундряной, бородатой (даурской) куропаток и фазана, а также получить относительные показатели плотности населения выдры, норки, песца, таежных популяций дикого северного оленя.

1.4. Схема организации учета

Зимний маршрутный учет охотничьих животных проводится ежегодно. До начала учета областные (краевые, АССР) государственные органы управления охотничьим хозяйством организуют размножение карточек маршрутного учета, троплений, трехдневных окладов и направляют их организаторам учетных работ в районах.

Районный охотовед (или другое лицо, утвержденное Межведомственной комиссией по учетам животных ответственным за учетные работы в районе) обеспечивает подобранных им учетчиков карточками маршрутов, троплений и окладов, инструктирует исполнителей, планирует учетную работу и размещение учетных маршрутов, контролирует проведение учетов и сам принимает участие в работах.
Учетчики после проведения учета на маршруте заполняют учетные карточки в двух экземплярах, а после проведения тропления и оклада заполняют соответствующие карточки в одном экземпляре. Заполненные карточки подписываются исполнителями и передаются районному охотоведу. Районный охотовед направляет по одному экземпляру карточек маршрутного учета, а также все карточки троплений и окладов в центральное звено Государственной службы учета охотничьих ресурсов РСФСР (Центр Госохотучета РСФСР). Вторые экземпляры карточек маршрутного учета направляются в областные (краевые, АССР) государственные органы управления охотничьим хозяйством.

Лицо, ответственное за проведение учетных работ в области (крае, АССР), организует оперативную обработку учетных данных. Отчет, содержащий материалы обработки, пояснения и выводы направляется в Центр Госохотучета РСФСР.

Центр Госохотучета РСФСР определяет пересчетные коэффициенты зимнего маршрутного учета и сообщает их областным государственным органам управления охотничьим хозяйством для оперативной обработки учетных данных. Центр Госохотучета РСФСР проводит централизованную обработку материалов маршрутных учетов и расчет численности охотничьих животных, проверку областных отчетов, научный анализ и контроль достоверности результатов учета, составление итоговой информации о результатах проведенного учета.

График работ при проведении зимнего маршрутного учета дан в таблице.

График работ при проведении зимнего маршрутного учета

Наименование работ

Ответственный исполнитель

Изготовление необходимым тиражом карточек маршрутных учетов, троплений и окладов. Рассылка карточек в районы.

Областные (краевые, АССР) государственные органы управления охотничьим хозяйством

Подбор учетчиков, планирование учетных работ

Районные охотоведы (или другие лица, ответственные за проведение учетных работ в районе)

Проведение учетных работ

Районные охотоведы, учетчики

Высылка карто-схем, карточек маршрутных учетов, троплений и окладов в Центр Госохотучета РСФСР и вторых экземпляров карто-схем и карточек маршрутных учетов в областной (краевой, АССР) центр

Районные охотоведы

Обработка данных троплений и окладов, определение пересчетных коэффициентов. Сообщение всем областным государственным органам управления охотничьим хозяйством значений пересчетных коэффициентов

Центр Госохотучета РСФСР

Обработка данных маршрутных учетов. Высылка отчетов в адрес Центра Госохотучета РСФСР

Областные государственные органы управления охотничьим хозяйством

Обработка данных маршрутных учетов. Проверка отчетов охотуправлений. Анализ результатов проведения ЗМУ в областях (краях, АССР). Составление итоговой информации о ЗМУ и передача ее в Главохоту РСФСР

Центр Госохотучета РСФСР

Центр Госохотучета РСФСР

1.5. Объем учетного материала

Для достоверного учета охотничьих видов на территории области (края, АССР) необходимо значительное число учетных маршрутов, требуемое количество которых, а также количество троплений и учетов на площадках даны в «Нормативах объемов работ и затрат на проведение зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР» (1990).

2. Указания по проведению учетных работ

2.1. Условия проведения ЗМУ

Учет не проводится в периоды с очень сильными морозами, во время продолжительных оттепелей, в период, когда появляется наст или очень плотный снег, а также в дни с сильным ветром, снегопадом или поземкой. Таким образом, учет не ведется в дни с «крайними» погодными условиями. После выпадения обильной пороши учет не проводится в течение 2–3 дней.

Учеты следует проводить в течение всего периода с 25 января по 10 марта: в начале, в середине и в конце. Это нужно для того, чтобы средние данные учета следов соответствовали суточной активности животных в учетный период.

2.2. Порядок проведения маршрутного учета

Работа проводится в два дня. В первый день (день затирки), проходя по маршруту, учетчик затирает все пересекаемые следы, чтобы при прохождении маршрута на следующий день отмечать только свежие, вновь появившиеся, следы. Тропы зверей следует засыпать снегом, чтобы на следующий день определить количество прошедших по ним животных. Если в день затирки встретились следы крупных хищников (волк, росомаха, рысь), то в записной книжке записывается число пересечений следов каждого из этих видов. Во второй день (день учета следов), проходя по маршруту, учетчик отмечает в записной книжке или на схеме маршрута все новые следы, пересекающие маршрут, с указанием вида и количества зверей, оставивших следы, а также смену категорий угодий. Если зверь (волк, лисица и др.), подойдя к лыжне, повернул обратно, то такой подход записывается как одно пересечение маршрута. При встрече следов животных, прошедших одной тропой (след в след), нужно пройти по тропе до того места, где звери разошлись, и точно определить их количество. При встрече на коротком участке маршрута большого количества следов (например, жировочных) записывается общее число пересечений следов на этом участке.

Учет птиц на маршруте ведется дважды: в день затирки и в день учета следов. При прохождении маршрута отмечаются расстояния до птицы или группы птиц в том момент, когда учетчик впервые их обнаруживает. Глазомерно измеряются два расстояния до птиц: от учетчика по прямой и от линии маршрута по перпендикуляру. Птицы, взлетевшие сзади учетчика, отмечаются словом «сзади»; птицы, обнаруженные летящими мимо, отмечаются словами «пролетела мимо». Записывается также угол обнаружения между направлением движения учетчика и направлением на птицу или центр группы птиц в одном из двух вариантов: «малый» угол (меньше 45 градусов) и «большой» угол (больше 45 и меньше 90 градусов).

Во второй день учетчик несколько раз измеряет глубину снега в различных угодьях, и результаты каждого замера записывает в дневник.

К лесным угодьям («лес») относятся все леса различного возраста, в том числе заболоченные, а также лесные поляны, редины, прогалины, вырубки, гари, массивы кустарников. Болотными угодьями («болото») считаются только открытые или поросшие сильно угнетенными деревьями (ниже роста человека) болота. Открытые болота могут быть среди леса или среди полей – те и другие относятся к болотным угодьям. В полевые угодья («поле») включаются все прочие открытые угодья: пашни, пастбища, сенокосы, луга, тундра.

Если после затирки или во время учета начался сильный снегопад или метель, то учет прекращается и проводится заново после установления хорошей погоды. Во время учета нельзя: проводить отстрел животных, иметь при себе собаку, пользоваться автомототранспортом и наезженными дорогами.

По завершении маршрутного учета исполнитель заполняет «Карточку зимнего маршрутного учета охотничьих животных» в двух экземплярах (см. приложение 1).

2.3. Измерение длины маршрута

Лучший способ измерения длины учетного маршрута – по крупномасштабным топографическим картам, планам лесонасаждений, схемам землеустройства, карто-схемам охотничьих хозяйств. На карту или выкопировку с карты наносится маршрут, и его длина измеряется линейкой, курвиметром или циркулем – измерителем.

Если маршрут прокладывается по лесной квартальной сети, длину пути можно измерять по кварталам, зная расстояние между просеками. Следует иметь ввиду, что стороны «километровых» кварталов в центральных областях РСФСР колеблются от 0,8 до 1,2 км. Поэтому во всех случаях необходимо уточнять протяженность отрезков маршрута с помощью картографического материала. Общая длина маршрута и протяженности маршрута в разных категориях угодий записываются в карточку с округлением до 0,1 км.

2.4. Тропления охотничьих зверей

Тропления охотничьих зверей проводятся для определения средней длины их суточного хода. Эта величина рассчитывается на основе данных троплений достаточно большого числа наследов зверей каждого вида. Тропление можно осуществлять одним из трех следующих методов: 1) тропление после пороши «вдогон» и «в пяту», 2) тропление «вдогон» через сутки после обнаружения зверя, 3) тропление «вдогон» от маршрута.

1-й метод (тропление после пороши «вдогон» и «в пяту»).

Тропление этим методом проводится через сутки после не обильной пороши. Работать удобнее вдвоем. После обнаружения свежего следа зверя исполнители расходятся. Один исполнитель идет по следу «вдогон» до места, где находится зверь, или до места, где зверь, обнаружив приближающегося человека, начал уходить от него. Второй исполнитель тропит след «в пяту» до места, где зверь находился в момент окончания пороши, что определяется по степени запорошенности следа. Если исполнитель работает в одиночку, он тропит след сначала «вдогон», а затем «в пяту».

Исполнители фиксируют время начала и конца тропления «вдогон» и «в пяту», а также время окончания пороши накануне, что позволяет вводить поправку, когда вытропленный ход зверя больше или меньше суточного.

2-й метод (тропление «вдогон» через сутки после обнаружения зверя).

Тропление этим методом проводится в одиночку. Работа продолжается два дня. В первый день после обнаружения свежего следа исполнитель идет по нему «вдогон». Подход к месту нахождения зверя должен проводится с предельной осторожностью, чтобы не вспугнуть зверя и не увеличить искусственно длину его суточного хода. В просматриваемых угодьях иногда удается издалека увидеть зверя, не потревожив его. В ряде случаев близость зверя может быть определена по косвенным признакам (например, по свежести следа или экспериментов). В этих случаях поиск зверя прекращается, и исполнитель осторожно удаляется от него.

Во второй день исполнитель выходит на место обнаружения зверя в первый день и начинает тропление «вдогон». Тропление ведется до места нахождения зверя или до места, где зверь, обнаружив человека, начал уходить от него. Если зверь в первый день все же был вспугнут и побежал, то «гонная» часть следа до того места, где зверь перестал убегать, измеряется отдельно. При троплении 2-м методом необходимо выбрать время начала работы во второй день так, чтобы вытропить след зверя, оставленный им примерно за сутки.

3-й метод (тропление «вдогон» от маршрута).

Тропление этим методом проводит тот же исполнитель, который провел учет следов на маршруте. Для этого в день маршрутного учета следов он помечает первое пересечение свежего (появившегося после затирки) наследа того вида зверя, который запланирован для тропления. Наследующий день после проведения маршрутного учета следов исполнитель вновь выходит на помеченное место пересечения маршрутом этого наследа и тропит его от маршрута до места нахождения зверя или до места, где зверь, обнаружив человека, начал уходить от него. Тропление «от маршрута» проводится на постоянных, используемых на протяжении ряда лет, маршрутах.

Многосуточные тропления. В случае если удалось вытропить наследы некоторых зверей за двое, трое и более суток (такие тропления имеют особую ценность), данные о троплении за вторые и последующие сутки заносятся в отдельные карточки в раздел «2-й метод: тропление «вдогон» через сутки после обнаружения зверя» с указанием в верхнем правом углу карточки, к каким по порядку суткам относится данное тропление. Все карточки многосуточного тропления одного и того же зверя скрепляются вместе.

По результатам проведенного тропления исполнитель (исполнители) заполняет «Карточку тропления наследа зверя» (см. приложение 2).

2.5. Проведение многодневного оклада

Одним из способов определения пересчетного коэффициента может быть учет на пробных площадках методом многодневного оклада.

Пробная площадь размером 800 га с квадратами 1000 х 1000 метров предназначена для учета копытных, средних и крупных хищников. Для учета белки, зайцев, горностая, колонка, хорьков используется пробная площадь размером 200 га с квадратами 500 х 500 метров.

Пробные площади размером 800 га удобнее всего закладывать в лесных массивах, имеющих сеть квартальных просек и площадь лесных кварталов, равную примерно 100 га. Для проведения работ на пробной площади размером 800 га требуются два учетчика, если размещение участков маршрута и порядок их обхода соответствуют схеме, приведенной в Приложении 3. В местах, где квартальные просеки отсутствуют, выбранную для учета площадь следует пересечь маршрутами так, чтобы они поделили ее на участки примерно по 100 га каждый (1 км х 1 км).

Пробная площадь размером 200 га закладывается по квартальной сети 500 х 500 метров, а при отсутствии таковой – по компасу. При этом часть окладного маршрута можно проложить по квартальной сети большего размера. При движении по компасу требуется особая тщательность, – засекая направление, желательно выбрать как можно более удаленные ориентиры. При встрече завалов или оврагов (которые трудно пересечь напрямую) нужно наметить ориентиры впереди и сзади, чтобы после обхода препятствия снова оказаться на нужной линии. Мелкие помехи лучше устранять на ходу: чем более прямолинейными будут отрезки маршрута, тем легче передвижение по ним в процессе многодневных учетов. При достаточном опыте исполнитель, прокладывая по компасу километровый отрезок, отклоняется в сторону не более чем на 50 м, что приемлемо для целей учета.

На всех углах квадратов нужно закрепить флажки или сделать метки на деревьях, хорошо видимые с примыкающих отрезков маршрута. Кроме того, метки в прямой видимости одна от другой делают на деревьях вдоль той части маршрута, которая проложена по компасу в сплошном лесу, – тогда площадку можно будет использовать для учета в течение нескольких лет.

Закладку пробных площадок в районе или хозяйстве лучше проводить силами небольшой группы из трех-пяти человек во главе с охотоведом. В таком случае закладка одной площадки занимает не более одного дня. Пробные площадки нужно подготовить не позже, чем за две недели до учетов, так как во время закладки часть животных покидает оклады из-за беспокойства и возвращается не сразу.

Работы на пробной площадке ведутся четыре дня подряд. За сутки до первого дня учета пробная площадь должна быть пройдена по всем образующим ее отрезкам маршрута. При этом исполнители затирают все пересекаемые следы зверей. Тропы зверей следует засыпать снегом, чтобы на следующий день точно определить количество и направление прошедших по ним животных. В каждый из последующих трех дней (дней учета) учетчики, проходя по маршруту, затирают и одновременно отмечают каждый раз на новой схеме своего маршрутного хода все вновь появившиеся пересечения следов зверей с регистрацией их направления и вновь появившиеся подходы зверей к лыжне. Отметки делают только теми условными знаками, которые приведены в карточке. Если звери прошли след в след, у хвостовика стрелки ставят цифру, обозначающую число прошедших зверей; это число и направление следов нужно установить особенно тщательно, при необходимости протропив следы до места, где звери разошлись. Для крупных млекопитающих желательно указывать пол и возраст. Проводить отстрел животных и иметь при себе собаку во время работ на площадке нельзя.

По результатам учетов, проведенных каждым учетчиком, руководитель учета заполняет свободную «Карточку трехдневного оклада» (см. Приложение 3).

3. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНЫХ РАБОТ В РАЙОНЕ

3.1. Организация проведения учетных работ в районе

Районный охотовед или иное лицо, ответственное за проведение учетных работ в районе, подбирает учетчиков из числа егерей заказников, егерей и охотоведов охотничьих хозяйств, охотничье-производственных участков, а также опытных охотников. Основные условия подбора учетчиков – их добросовестность и способность провести учет строго по инструкции и в установленный срок представить учетные материалы.

Районный охотовед намечает места прохождения маршрутов и места закладки пробных площадок для многодневных окладов, наносит их на схему угодий. Размещение маршрутов и площадок на территории района согласуется с областным государственным органом управления охотничьим хозяйством.

До начала учетных работ районный охотовед обеспечивает учетчиков бланками карточек маршрутных учетов, троплений и окладов, проводит инструктаж о порядке и методике проведения учета, напоминая и разъясняя учетчикам все требования настоящих методических указаний.

В целях повышения качества учетных работ районный охотовед организует контроль за выполнением и качеством проведения учетов. Для этого он выборочно проверяет не менее трех маршрутов непосредственно после прохождения их учетчиками. Замеченные недостатки затем обсуждаются на семинарах или инструктаже учетчиков. Для контроля следует вести ежедневный дневник погоды. Районный охотовед должен также вести самостоятельные учеты, которые можно совмещать с обучением начинающих учетчиков.

Тропления и многодневные оклады проводятся в течение всего периода учета. Эту работу необходимо поручать наиболее опытным исполнителям из числа охотоведов, егерей и охотников.

Районный охотовед по окончании учетного периода направляет по одному экземпляру карточек маршрутных учетов, троплений и трехдневных окладов, а также карто-схему района с нанесенными маршрутами, пробными площадками и местами троплений (с указанием вида зверя) в центр Госохотучета РСФСР для централизованной обработки. Другой экземпляр карто-схемы, а также вторые экземпляры карточек маршрутных учетов направляются в областной (краевой, АССР) центр.

3.2. Размещение маршрутов, пробных площадок и мест проведения троплений на территории района

Районный охотовед намечает учетные маршруты в районе, исходя из примерно пропорционального охвата маршрутами имеющихся на территории района категорий угодий. Наиболее простой способ достичь такой пропорциональности – заложить равномерную сеть постоянных маршрутов на территории района, следя за тем, чтобы из учета не исключались участки угодий, относительно бедные зверем и птицей. Учетные маршруты в районе должны иметь различающие постоянные номера.

Маршрут может быть как однонаправленным, так и замкнутым, исходя из удобства его прохождения. Каждый из маршрутов должен состоять из небольшого числа прямолинейных отрезков или быть целиком прямолинейным. Маршруты не должны обходить открытые угодья (в том числе центральные части больших полей и болот), а должны пересекать их с сохранением общего направления. Маршруты не должны проходить по дорогам, широким просекам, вдоль рек и ручьев, лесных опушек, гряд, распадков, оврагов. Протяженность каждого маршрута в зависимости от местных условий может находиться в пределах 5–15 км.

Особое внимание следует уделить вопросам закладки пробных площадок. В каждом административном районе закладывается не менее двух пробных площадей: одна размером 800 га и другая размером 200 га. Если на территории какого-либо района выделяются части, резко отличающиеся по составу угодий, то по две пробные площади закладываются в каждой из этих частей. Если на территории района отсутствуют крупные лесные массивы и заложить пробную площадь размером 800 га невозможно, то необходимо заложить несколько площадей размером 200 га, на которых учитываются все виды зверей.

В тех районах, где квартальная сеть отсутствует, необходимо заблаговременно разметить пробные площадки по компасу, делая заметки на деревьях. Закладывать пробные площадки необходимо так, чтобы была точно известна их общая площадь.

Не следует закладывать пробные площадки и проводить тропления в местах повышенной концентрации животных. Лучше заложить пробные площадки в местах со средним для данного района обилием зверей. Тропления данного вида зверей лучше проводить в местах со средней плотностью его населения.

Следует помнить, что несоблюдение требований закладки маршрутов и пробных площадок может привести к большим ошибкам в оценке численности животных.

4. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНЫХ РАБОТ В ОБЛАСТИ (КРАЕ, АССР)

4.1. Размещение маршрутов и троплений на территории области (края, АССР)

Для получения достоверных сведений о численности животных следует равномерно разместить учетные маршруты, тропления и пробные площадки на территории области (края, АССР). При этом число маршрутов и троплений в данном административном районе должно быть примерно пропорционально его площади, а их общее число должно быть не меньше установленных норм объема материала по области, краю или АССР (см. «Нормативы объемов работ и затрат на проведение зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР», 1990). Кроме того, в соответствии с указанными нормативами в каждом административном районе области (края, АССР) закладываются по две пробные площадки размером 800 и 200 га.

Распределение нормативного числа троплений по методам тропления и по видам зверей в каждой области (крае, АССР) проводится на основе рекомендаций центра Госохотучета РСФСР.

4.2. Оперативная обработка учетных материалов

Областные государственные органы управления охотничьим хозяйством обязывают ответственных за учетные работы в районах собрать и переслать им в установленные сроки
вторые экземпляры заполненных карточек зимнего маршрутного учета для оперативной обработки.

Все карточки маршрутных учетов группируются по административным районам. Перед началом обработки учетных данных необходимо произвести выбраковку карточек маршрутных учетов. Выбраковке (исключению из обработки) подлежат все карточки, имеющие один или несколько нижеследующих признаков:

– нет фамилии учетчика, районного охотоведа или их подписей;

– нет даты учета;

– нет сведений о длине маршрута по угодьям какой-либо категории, но учетчик отметил в этих угодьях следы животных;

– длина маршрута явно превышает возможную протяженность пути лыжника по снежной целине;

– маршрут заложен на автомобиле, снегоходе или на любом другом транспортном средстве;

– учетчик допустил явную ошибку: «учел» виды, отсутствующие на данной территории.

Для каждого административного района необходимо рассчитать процент выбракованных карточек, выписать фамилии учетчиков, допустивших брак, для того, чтобы выяснить причины брака и сделать соответствующие организационные выводы.

На каждый район заводится группировочная (сводная) карточка числа пересечений следов зверей и встреч птиц, а также суммарных протяженностей учетных маршрутов по угодьям разных категорий, – для этого используется незаполненная карточка маршрутного учета. Для суммирования числа пересечений следов зверей удобно перегнуть карточки маршрутов по графе категорий угодий, по которой идет суммирование, положить ряжом все карточки по району, соблюдая совпадение строчек (по видам зверей), и прижать весь ряд карточек тяжелой линейкой, металлическим уголком, бруском и т. п. Подсчитываемую строку удобно ограничить той же или другой металлической или деревянной линейкой.

Внимательное знакомство с «Методическими рекомендациями по определению численности копытных, пушных животных и птиц методом зимнего маршрутного учета», утвержденных приказом ФГБУ «Центрохотконтроль» от 13.11.2014 года №58 (далее - Методика) не оставляет сомнения, что основной посыл данной Методики выраженный в попытках определения численности охотничьих ресурсов в целях установления квот в каждом отдельном охотничьем угодье явно надуман и избыточен. Что при исполнении всех требований Методики, вопреки утверждениям авторов о том, что эта Методика позволяет уменьшить затраты на проведение зимнего маршрутного учета - многократно увеличивает трудовые и соответственно финансовые затраты охотпользователей. Помимо того данная Методика содержит ряд положений, которые в принципе не могут быть исполнены в полном соответствии с требованиями пункта 4.3 Методики. Нечетко прописанные, и чрезмерно жесткие требования, изложенные в пункте 4,3 позволяют контролирующим органам забраковать практически любой учетный маршрут, в то время как выбраковка хотя бы одного из запланированных в соответствии с Методикой учетного маршрута, делает бессмысленной всю работу охотпользователя по проведению зимнего маршрутного учета и все трудовые и финансовые затраты охотпользователя окажутся напрасными. Новая Методика не сохраняет преемственность подхода при проведении зимнего маршрутного учета.

  1. Об определении численности охотничьих ресурсов в отдельном охотничьем угодье в целях обоснования материалов к заявке на установление установления квот добычи.

Изначально Методика зимнего маршрутного учета (1990 года) строилась на следующих принципах:

Зимний маршрутный учет применяется для определения плотности населения и численности, охотничьих зверей и птиц на больших территориях.

Методика учета зверей в ЗМУ основана на том, что среднее число пересечений учетным маршрутом следов зверей учитываемого вида прямо пропорционально плотности населения этого вида.

В свою очередь, число пересеченных (учтенных) следов зависит от средней протяженности наследов животных. Чем длиннее наследы, тем больше вероятность пересечений их учетным маршрутом.

Таким образом, для определения плотности населения зверей (числа особей на единицу площади) нужно определить два показателя: 1) среднее число пересечений суточных наследов учитываемых видов зверей на единицу длины маршрута; 2) коэффициент, связанный с длиной суточного хода зверей.

Зимний маршрутный учет не проводится на территориях, не имеющих устойчивого снежного покрова в зимнее время, а также тундр с очень плотным снегом и высокогорий.

Зимний маршрутный учет не проводится в периоды с очень сильными морозами, во время продолжительных оттепелей, в период, когда появляется наст или очень плотный снег, а также в дни с сильным ветром, снегопадом или поземкой. Таким образом, учет не ведется в дни с «крайними» погодными условиями. После выпадения обильной пороши учет не проводится в течение 2-3 дней.

Зимний маршрутный учет следует проводить в течение всего периода с 25 января по 10 марта: в начале, в середине и в конце. Это нужно для того, чтобы средние данные учета следов соответствовали суточной активности животных в учетный период.

Аналогичные принципы изложены и в Методике зимнего маршрутного учета 2009 года и здесь самое главное - зимний маршрутный учет применяется для определения плотности населения и численности охотничьих зверей и птиц на больших территориях

Новая Методика требует проведение зимнего маршрутного учета в каждом отдельном охотничьем угодье в целях определения численности охотничьих ресурсов для обоснования материалов к заявке на установление квот добычи. Данный подход представляется явно избыточным, ошибочным и не состоятельным. Каждый охотовед, работающий «на земле» знает, что пространственное размещение охотничьих животных в позднезимний период, когда проводится учет (январь-март) не может совпадать с пространственным размещением этих животных перед началом промысла и в время промысла (сентябрь-декабрь). Слишком много природно-климатических и иных факторов влияет на пространственное размещение охотничьих животных. В период учета тот же лось находится в стациях с доступными зимними кормами, а осенью он использует другие кормовые стации. Если исходить из принципов новой Методики, то в охотничьем угодье, где имеются зимние стации лося - квота изъятия будет завышена, а в охотничьем угодье, где лось обитает в осенний период - занижена. Какой из этого сделает вывод любой охотовед-практик, в угодьях которого нет или мало зимних стаций лося? Совершенно верно - «нарисовать» пересечения лося во время учета, в противном случае его хозяйство не получит квот. Количество пересечений, показанное исполнителем, как бы не хотели этого отраслевые руководители, не может быть проконтролировано ни чем и ни кем. Определение численности в каждом охотничьем угодье, в целях обоснования материалов к заявке на установление квот не должно быть самоцелью, куда важнее определить численность на большой территории в целях мониторинга динамики численности по сравнению с предыдущими годами и на основании этого увеличивать или уменьшать квоты добычи.

Минприрода России и «Центрохотконтроль» своими письмами от 04.12.2014 №15-29/27832 и от 09.12.2014 №590 вносят ещё большую путаницу в ситуацию с методом зимнего маршрутного учета и фактически дезавуируют необходимость введения новой Методики. В письме «Центрохотконтроля» сообщается, что «В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира приказом Минприроды России от 22 декабря 2012 г. №963, мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира. Таким образом, при проведении учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета охотпользователи также могут руководствоваться Приказом №1 или иными имеющимися принятыми методиками и научными подходами»

В письме Минприроды России это расшифровывается более детально «Учет численности охотничьих ресурсов может быть проведен и в соответствии с Методическими указаниями по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР, утвержденных заместителем начальника Главохоты РСФСР В.И.Фертиковым 20 июня 1990 г., и Методическими рекомендациями по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России, рекомендованными к изданию Минсельхозом России 28 мая 2009 г., протокол №15».

Основной принцип указанных Методик - учет на больших территориях и организаторами учета являются государственные органы исполнительной субъектов Российской Федерации. Если охотпользователи сделают в своих угодьях, ранее планируемое количество учетных маршрутов и «троплений» суточного хода, то без единого подхода и без координации этих учетов со стороны государственных органов -это будет пустой тратой времени, но формально охотпользователь исполнит свои обязанности по учету охотничьих ресурсов.

Кроме того послепромысловая численность охотничьих ресурсов не может являться единственным ключевым моментом при установлении квот добычи. В этом случае куда важнее, по мимо, послепромысловой численности, является фактор, который в последние годы мы совершенно забыли и совершенно не используем, а именно: фактический прирост популяции и фактическая предпромысловая численность популяции. В моей практике случались сезоны, когда при хорошей послепромысловой численности основного промыслового вида - соболя, следующий промысловый сезон оказывался провальным, фактическая добыча едва дотягивала до трети квоты добычи и основу промыслового изъятия составляли взрослые особи, то есть прирост в эти сезоны фактически отсутствовал.

2 . О трудовых и финансовых затратах при проведении учетов по новой Методике и насколько выполнимы некоторые требования этой Методики.

Попробуем на примере одного из охотничьих хозяйств, входящих в НП «Ассоциация Камчатских охотпользователей» (НП «АКО») показать насколько увеличиваются трудовые, а следовательно и финансовые затраты при проведении зимнего маршрутного учета по новой Методике и насколько выполнимы требования пункта 4.3 этой Методики.

Территория хозяйства расположена в одном административном районе и состоит из трех охотничьих угодий. Общая площадь территории хозяйства составляет 373,8 тыс га (охотничье угодье №1 - 272,8 тыс га, охотничье угодье №2 - 41,6 тыс га, охотничье угодье № 3 - 59,4 тыс га), что составляет чуть более 5% от общей площади района. Рельеф всех охотничьих угодий имеет ярко выраженный горный характер. Перемещение возможно только по склонам вдоль ручьев и мелких рек и по долинам более крупных рек.

В 2013 году хозяйство проводило зимний маршрутный учет совместно с соседними хозяйствами, членами НП «АКО», объединив свои охотничьи угодья в единую исследуемую территорию. Всего в хозяйстве было заложено 15 маршрутов, общей протяженностью 163,9 километра, все маршруты были пройдены после затирки, таким образом, общая протяженность учетных маршрутов составила 327,8 километров.

В 2014 году хозяйство проводило учет на исследуемой территории, в которую входили охотничьи угодья всего административного района. В хозяйстве было заложено 10 маршрутов протяженностью 50,8 километра. Общая протяженность маршрутов, с учетом проведения затирки составила - 101,6 километра.

По новой Методике хозяйство в 2015 году должно проводить зимний маршрутный учет в каждом охотничьем угодье. В соответствии с пунктом 4.2 Методики, в охотничьем угодье №1 нужно пройти не менее 287,3 км, в охотничьем угодье №2 - 143,2 км, в охотничьем угодье №3 - 167, 5 км или всего не менее 598 км, а с учетом того, что проведение затирки обязательное требование новой Методики - не менее 1196 км или в 11,7 раза больше, чем в 2014 году. Трудоемкость увеличивается более чем в десять раз. Видимо, такое же увеличение затрат будет у всех охотпользователей Камчатского края. А так ли необходимы эти затраты? А какими силами, и на какие средства будут проводиться учеты на общедоступных охотничьих угодьях или в них квоты добычи будут устанавливаться без определения численности? Если так, то на лицо избирательный подход к установлению квот добычи в зависимости от статуса охотничьих угодий.

И это ещё не все.

В соответствии с пунктом 4.3 Методики протяженность всех учетных маршрутов на исследуемой территории по каждой группе категорий среды обитания охотничьих ресурсов должна быть пропорциональна их площадям. Исходя из этого в охотничьем угодье №1 протяженность учетных маршрутов по категории «лес» должна составить - 204,8 км, по категории «поле», в которую входят тундры и гольцы - 81,3 км, по категории «болото» - 1,2 км. Чтобы не перегружать материал, не будем давать расчеты по протяженности учетных маршрутов и их планированию для двух оставшихся охотничьих угодий. В соответствии с Методикой протяженность каждого маршрута должна составлять не менее 5,0 км и не более 15,0 км, представим, что в среднем каждый учетный маршрут будет 10,0 км, тогда необходимо разместить на исследуемой территории 28-29 учетных маршрутов. Повторное прохождение учетных маршрутов новой Методикой запрещено. В соответствии с требованиями Методики - учетные маршруты должны располагаться равномерно и равноудалено друг от друга по всем группам категорий среды обитания в исследуемой территории. Это требование «на земле» не может быть исполнено в принципе, как бы этого не хотели исполнители, все равно «равномерно и равноудалено» на местности учетные маршруты расположить не возможно, где-то учетные маршруты будут ближе друг другу, где-то дальше. А это является поводом в соответствии с пунктом 18.1 Методики для выбраковки учетных маршрутов.

Если хотя бы один маршрут по этой или иной причине будет выбракован, то соответственно уменьшится общая протяженность учетных маршрутов и будут нарушены требования пункта 4.2 Методики по минимальной протяженности учетных маршрутов и будут забракованы все материалы учета.

Категории среды обитания также располагаются на исследуемой территории не равномерно. На карте можно запланировать протяженность учетных маршрутов в строгом соответствии с пропорциональностью площадей категорий среды обитания, но очень вероятно, что на местности все окажется совсем по другому, да и длина учетного маршрута на «бумаге», из-за «оврагов» может не совпасть с длиной реально пройденного учетного маршрута. Учеты при таком объеме полевых работ в хозяйстве могут быть выполнены только несколькими учетчиками и только после обработки реально пройденных ими учетных маршрутов, можно определить соблюдена ли пропорциональность протяженности учетных маршрутов по каждой группе среды обитания площадям этих категорий на исследуемой территории. А если не соблюдена? Весь учет должен быть забракован, Методика не допускает отклонения от пропорциональности даже десятой доли процента или пропорционально или вся работа в корзину.

Все эти требования кроме всего прочего несут в себе элементы «коррупционности», у одного пользователя можно принять работу «закрыв» глаза на не равномерность и не равноудаленость или на не пропорциональность, а у другого забраковать - заявив, что между учетными маршрутами не везде выдержано одинаковое расстояние и они расположены не равноудалено.

3. О преемственности новой Методики зимнего маршрутного учета Два года зимний маршрутный учет проводился по «Методическим указаниям по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.01.2012 №1.

Два года данные о численности охотничьих ресурсов, полученные в результате учетов с использованием этих Методических указаний использовались для обоснования материалов к заявке на установления квот добычи. И вдруг выяснилось, что «данные, полученные с объединенных в одну исследуемую территорию охотничьих угодий, могут быть использованы только для целей мониторинга динамики численности охотничьих ресурсов, но не для целей квотирования добычи охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях.» (Письмо Минприроды России от 04.12.2014 №15-29/27832) Получается два года все субъекты Российской Федерации незаконно устанавливали лимиты и квоты добычи? А федеральный орган исполнительной власти в нарушение требований своего же приказа согласовывал эти лимиты и квоты добычи. Да нет - законодательство не было нарушено, это просто неуклюжая попытка объяснить необходимость новой Методики, поскольку пункт 3 Методических указаний гласит «Данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются для определения квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов…». Почему же тогда возникла потребность изменить Методику зимнего маршрутного учета и в качестве обоснования высечь себя, обвинив самих себя в незаконном согласовании квот добычи?

При внедрении предыдущей Методики зимнего маршрутного учета нас убеждали, что для получения достоверных результатов крайне важно, чтобы на исследуемой территории было заложено, не менее 35 учетных маршрутов, протяженностью не менее 350 км, сейчас оказалось, что это было избыточное требование, по новой Методике для получения достоверных результатов достаточно и 7 учетных маршрутов, протяженностью не менее 50 км и по заявлением авторов это никак не отражается на достоверности результатов.

Все ранее существующие Методики зимнего маршрутного учета исключали проведение ЗМУ в тундровой зоне и высокогорьях, новая Методика требует включение тундры, пустыни и камней в категорию среды обитания «поле» и требует обязательной прокладки учетных маршрутов по этим категориям, что, конечно же, нарушает преемственность и результаты, полученные по этой Методике не могут быть сопоставимы с результатами предыдущих учетов.

Предыдущая и новая Методики отказались от одного из главных принципов зимнего маршрутного учета - число пересечений зависит от средней длины наследов животного (суточного хода), чем длиннее наслед (суточный ход), тем больше вероятность пересечения его учетным маршрутом. Отказ от определения суточного хода, при проведении зимнего маршрутного учета и установление постоянных пересчетных коэффициентов, независимо от природно-климатических условий в период проведения учетов значительно в большей степени влияет на результаты определения численности охотничьих ресурсов и ставит под сомнение достоверность этих результатов. Тем более, что пересчетные коэффициенты определялись по результатам «тропления» суточного ходу в эпоху отсутствия инструментального контроля, когда длина суточного хода определялась в основном «на глаз» и как раз этот показатель зимнего маршрутного учета требует проверки инструментальными методами.

Выводы:

  1. Объективная необходимость определения численности охотничьих ресурсов в каждом охотничьем угодье, а следовательно и внедрения новой Методики зимнего маршрутного учета - отсутствует.
  2. Методика имеет одну единственную цель - обеспечить инструментальный контроль за добросовестностью выполнения учетчиками полевых работ.
  3. Методика многократно увеличивает затраты охотпользователей на осуществление учетных работ.
  4. Ряд требований Методики не могут быть исполнены охопользователями в принципе.
  5. Методика содержит элементы коррупционности.
  6. Охотпользователи могут, а следовательно и должны провести зимний маршрутный учет в 2015 году по Методикам 1990 или 2009 годов.

Заброска сотрудников и оборудования для проведения очередного тура зимних маршрутных учетов на территории заповедника была назначена на 26 ноября. Метеоусловия для вылета вертолета были благоприятные и наш борт, приняв команду учетчиков с грузом и два снегохода, оторвался от площадки в Угуте около 10 утра. Путь был неблизким - вертолету пришлось пролететь около 250 км и совершить три посадки, прежде чем все учетчики высадились в намеченных для работы точках. Учетные работы начались еще в воздухе. В электронную память спутниковых навигаторов, включенных во время вылета, заносились численность и места обнаружения групп северного оленя, который занесен в Красную Книгу ХМАО как исчезающий вид. Условия для авиаучетов были идеальными - прошедший накануне снегопад засыпал все старые следы зверей, а низко висящее солнце контрастно освещало свежие следы, облегчая их обнаружение. Следы северного оленя (в группах и поодиночке) были обнаружены в 14 местах, и один раз мы заметили пару особей, спугнутых шумом вертолета, визуально. В зимний период эти копытные предпочитают держаться группой – это облегчает им передвижение и добычу корма. Около 20 лет назад еще встречались стада северного оленя численностью 40-50 экземпляров. Нынче же, из-за катастрофического падения численности этого вида, число зверей в группе, как правило, не превышает десятка особей. Основная причина уменьшения численности северного оленя – массовый браконьерский отстрел на сопредельных с заповедником территориях, куда эти копытные уходят в ходе сезонных миграций, а также масштабное разрушение их исконных местообитаний из-за промышленного освоения месторождений полезных ископаемых.

Наша группа высадилась последней, на научном стационаре Вуяяны. Устроившись на месте и наладив нехитрый таежный быт, мы начали прокладывать маршруты. Согласно методике зимних маршрутных учетов, учетчик проходит на лыжах по одному и тому же маршруту дважды – в первый день прокладывает маршрут и отмечает все старые следы учитываемых зверей, а на второй день подсчитываются только свежие следы, оставленные ими за прошедшие сутки. Наиболее тяжела физически прокладка маршрута. Помимо передвижения по глубокому снегу, учетчику необходимо попутно выполнять много задач – контролировать соответствие своего пути намеченному маршруту, прочищать дорогу, сбивая мешающие низкорастущие сучки на деревьях и стряхивая снег с веток, перечеркивать пересеченные лыжней следы зверей, отмечать места встречи с куриными птицами и многое другое. Если температура воздуха близка к нолю, передвижение осложняется липнущим к лыжам снегом. Средняя скорость учетчика в таких условиях около 2 км в час. Так что на маршруте приходится проводить весь световой день.

Зато на второй день катить по подмерзшей за ночь лыжне относительно легко и вдобавок интересно. Кто ее пересек за прошедшее время, чьи следы гарантировано свежие и кто может находиться где-то рядом? Опытному учетчику не составит труда определить не только вид и направление движения зверя, оставившего следы, но и оценить свежесть его следа. Чаще всего на прошедших учетах встречались следы соболя, белки немного. Очень мало следов зайца. Вообще не отмечены следы ласки и лисицы, это следствие низкой численности мышевидных грызунов – их основного корма. Радует рост числа отмеченных следов копытных, особенно северного оленя. Это свидетельствует о наметившихся тенденциях восстановления численности популяции этого вида.Вот и на этих учетах следы северных оленей были отмечены нами неоднократно. В первые, дни учетов были отмечены свежие следы пары, а также небольшой группы оленей из 4 особей. В дальнейшем эти две группы объединились в одну и держались в пойме рек Вуяяны и Айвуяяны, кормясь лишайниками с деревьев и хвощом, который они копытили на пойменных болотцах. В один из дней мне посчастливилось выйти прямо на место ночевки этого стада. Звери отдыхали под пологом соснового леса, устроив лежки у комлей деревьев. Лежки находились на расстоянии 3-5 метров друг от друга двумя компактными группами (по 3 в каждой). После подъема олени тут же стали кормиться, объедая лишайники с низкорасположенных веток хвойных деревьев. Судя по размеру следов и площади лежки, в стаде находится один молодой олень, рожденный весной этого года. Покормившись, животные двинулись на юг, периодически разделяясь на пары, тройки и одиночек, и снова объединяясь в одну группу. Их следы мы периодически отмечали и в другие дни учетов.

Две недели учетных работ пролетели быстро и вот мы уже готовимся к вылету. Несмотря на ухудшившуюся погоду, вертолет пришел вовремя. Низкая облачность и периодические снежные заряды не позволили провести авиаучеты северного оленя на обратном пути. Значит сделаем эту работу чуть позже, в феврале.

А в ходе этого тура зимних маршрутных учетов группа сотрудников заповедника из 11 человек прошла 328,1 км учетных маршрутов, собрав очень ценный экологический материал по численности некоторых видов млекопитающих.

Старший научный сотрудник Переясловец В.М.

Фото В. Переясловец

Методика предусматривает что до начала проведения учетных работ осуществляется подготовка схемы территории, с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц, составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания. Учетные маршруты должны располагаться на схеме исследуемой территории равномерно, могут быть однонаправленными или замкнутыми.Повороты учетных маршрутов должны планироваться под углом не менее 90 градусов. Параллельные отрезки учетных маршрутов на исследуемой территории следует располагать на расстоянии не менее 1 км друг от друга. Протяженность одного учетного маршрута должна составлять не менее 5 и не более 15 км. Суммарная протяженность учетных маршрутов по группам категорий среды обитания должна быть пропорциональна имеющимся на исследуемой территории площадям групп категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото"). Учетные маршруты не следует располагать ближе 300 метров от подкормочных площадок, солонцов, жилых помещений, линейных объектов (автомобильных дорог, рек и ручьев). Пересечение маршрутами линейных объектов должно проходить под углом 90 градусов.

Учет проводится по заранее определенному учетному маршруту с одновременной записью параметров прохождения (электронного трека) в спутниковый навигатор. При прохождении учетного маршрута учитываются следы зверей, оставленные ими в течение последних 20 - 28 часов, и увиденные птицы (учет птиц на маршруте ведется дважды: в день затирки и в день учета. Оценивается глазомерно расстояние (в метрах) до птицы или ближайшей птицы из группы птиц в тот момент, когда исполнитель впервые их обнаруживает. В блокноте или в спутниковом навигаторе отмечается вид птиц и расстояние до них. Птицы, взлетевшие сзади исполнителя, а также летящие мимо, не учитываются).

Учет может проводится в один или два дня. В первый день учета на учетном маршруте осуществляется затирка следов зверей, тропы копытных животных засыпаются снегом. Измеряется глубина снега. Затирка следов зверей может не проводиться, если за день до учета выпал снег глубиной не более 3 см и визуально можно определить, что след оставлен зверем после выпадения снега. Между выпадением снега и началом прохождения маршрута должно пройти 20 - 28 часов. Во второй день учета отмечается количество следов зверей, пересекающих учетный маршрут, их видовая принадлежность, Если животное, подойдя к лыжне, повернуло обратно, этот след записывается как 1 пересечение. При встрече троп копытных и пушных животных нужно пройти по тропе до того места, где следы разошлись, и определить их точное количество.. Учет не проводится в метель, снегопад, а также если метель, снегопад были после дня окончания затирки следов зверей, если во время его проведения пошел снег или началась метель и стало невозможно определить, что следы зверей оставлены в период 20 - 28 часов с момента дня окончания затирки следов зверей.

После проведения полевых работ необходимо заполнить "Ведомости зимнего маршрутного учета". Из блокнота или спутникового навигатора данные переносятся в ведомость зимнего маршрутного учета. В таблице учета следов копытных и пушных животных проставляется сумма всех пересечений следов каждого вида по каждой группе категорий среды обитания. Каждая встреча птиц указывается отдельно в Таблице встреч птиц. Схема учетного маршрута: Схема распечатывается из спутникового навигатора и прикрепляется к ведомости. На схеме условными значками-стрелками обозначаются места пересечения следов с указанием вида копытных или пушных животных и количества их следов Согласно Приказу Департамента юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (охотпользователям) провести зимний маршрутный учет на территории закрепленных охотничьих угодий, в объемах не менее, указанных в Приложении 1 к настоящему приказу. Ведомости маршрутного учета, распечатки схем учетных маршрутов (к каждой ведомости) из спутникового навигатора, представить на подпись специалисту департамента, ответственному за заполнение ведомостей зимнего маршрутного учета соответствующей исследуемой территории в срок до 01.03.2017 г. (в двух экземплярах).

Так же одним из условий успешного проведения ЗМУ является инструктаж учетчиков. При инструктаже учетчиков необходимо заострить внимание на двух моментах. Первое ознакомить учетчиков с методикой проведения ЗМУ. Во вторых провести инструктаж по использованию навигатора при прохождении маршрутов. На последнем стоит особо заострить внимание поскольку запись трека является подтверждением прохождения маршрута. Мы рекомендуем включить в инструктаж следующие моменты: Необходимо перед началом полевых работ проверить работоспособность навигатора, заряд батареек или аккумуляторов, взять с собой запасные, а так же блокнот, карандаш и снегомер. По приезду на начало маршрута необходимо померить глубину снега, включить навигатор дождаться когда установится связь со спутниками (в навигаторе Гармин вместо знака вопроса появится треугольник), отметить точку начала маршрута. Сделать запись в блокноте, что находится в этой точки (например 57 - начало маршрута, поле) и указать глубину снега. Теперь можно начать прохождение маршрута при этом навигатор должен оставаться включенным. Дойдя до пересечения следов животного с маршрутом или до границы категории среды обитания ставим в навигаторе точку в блокноте делаем расшифровку. Если это пересечение животного то указываем вид животного, количество, направление движения категорию среды обитания (например 58 – Лиса, вправо, поле). Если это граница категории среды обитания то указываем какая категория с какой граничит (например 60 - поле – лес) и пройденное расстояние по данной категории среды обитания. Тут стоит отметить еще один момент при встречи троп копытных животных при не возможности определить количество пересечений необходимо отметить точку в навигаторе после чего навигатор выключить, пройти по тропе до того места, где следы разошлись, и определить их точное количество, после чего вернутся на маршрут, включить навигатор пока осуществляется поиск спутников, сделать запись в блокноте только после этого можно продолжать движение по маршруту. Дойдя до конца маршрута, отмечаем точку конца маршрута. В блокноте делаем запись (например 65 – конец маршрута, лес). Еще одним необходимым условием, является внимательность при заполнение ведомостей ЗМУ. Каждый год Департаментом бракуются ведомости с ошибками основными из которых являются несоответствие даты и времени начало учета в ведомости и трека с навигатора, несоответствие километража по категориям среды обитания и всего маршрута указанного в ведомости и в треке с навигатора, несоответствие количества пересечений в ведомости ЗМУ и в схеме маршрута. Бракованные ведомости в расчет не принимаются и учет считается не проведенным.