Как бороться с ленью и унынием. Что такое лень и как с ней бороться. Лень как мировоззрение

Как бороться с ленью и унынием. Что такое лень и как с ней бороться. Лень как мировоззрение

Все люди любят лениться. Человек медлит, тянет, переносит сроки, надеясь по возможности дольше не приступать к выполнению обязанностей. Но как победить лень? Существует ли какое-либо действенное средство, способное бороться с ней?

Оказывается, такое средство действительно существует. Называется оно - молитва против лени.

Сильная молитва против лени произносится после того, как ленивец поймет природу самой лени. Это вовсе не обязательно может оказаться слабость либо распущенность. Иногда лень может являться сигналом организма о наличии более серьезных заболеваниях.

Пониженная трудоспособность, например, наблюдается как симптом при пониженном давлении либо снижении уровня глюкозы в крови.

Это может являться следствием сердечной недостаточности. В таком случае бороться с ней самостоятельно не получится - придется обращаться к специалисту.

Интересно то, что грех лени в церковных источниках может иметь также такое название как грех уныния. Бороться с ним может быть очень сложно, однако возможно.

Общение с Господом

Любая молитва - это диалог человека и Бога. Если Вы желаете, чтобы Господь ответил на вашумолитву, необходимо обратить внимание на следующее:

  • Молитва - это общение с Богом, разговор с ним, потому будьте серьёзны;
  • Необходимо возносить молитву самому;
  • Закрывайте глаза во время произношения слов, чтобы было легче концентрироваться;
  • Молитва должна исходить из сердца.

Только когда Вы поймете это, только тогда начнете бороться с ленью правильно, и Ваши слова будут услышаны Богом.

Верьте в силу молитвы!

Самые сильные молитвы не подействуют, если Вы не будете верить в их силу. Ниже представлены несколько разновидностей молитв, которые помогут Вам бороться с недугом лени.

Православные молитвы от недуга лени. Лень считается происками Лукавого, а потому требует принятия особых мер - молитвы. Только посредством ее возможно излечить наваждение. Православная молитва от лени излечит от праздности и чувства лени. Обращаясь к Господу, человек признает, что он ленив и просит свергнуть с него ленное бремя. Молитва выступает здесь как болезнь, от которой следует избавиться для обретения счастья. Возносится часто своему Ангелу Хранителю.

Молитва Ангелу Хранителю

«Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.»
оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней свобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей. избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.»

Православная молитва от лени святому Александру Римскому. Испрашивает благословения святого для исцеления от ленного недуга. Признает слабость духа того, кто возносит молитву. Возносится прошение Александру Римскому свергнуть лень для обретения возможности творить благие дела.

Молитва Александру Римскому «От лени»

«Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего».
В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые,
многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство. Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе. И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней. Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена.
Аминь.»

Вы можете обращаться с молитвенными словами к своему Ангелу Хранителю, чтобы получить помощь от него. При этом, вовсе не обязательно заучивать тексты именно тех молитв - используйте те слова, которые сами пожелаете. Главное, чтобы шли они из сердца.

Чего ожидать после прочтения молитвы

На самом деле, все зависит исключительно от самочувствия и желания молящегося. Молитва Ангелу Хранителю лишь помогает воссоединиться со святостью, признать ошибки и найти их решение. Молящийся аккумулирует внутренние силы, уговаривая себя подняться и начать действовать.

Сила воли поможет обрести желаемое.

Вознося молитвы Ангелу Хранителю, человек концентрируется на результате. Именно благодаря этой концентрации, он начинает верить в его свершение, борясь с ленью. У него начинают появляться идеи, нуждающиеся в срочном воплощении и уже ничто не удержит загоревшегося энтузиазмом на месте.

Вряд ли можно назвать страстным человека, впавшего в уныние. Страсть – это сильное желание, а в состоянии апатии и делать то ничего не хочется. Православные священники предупреждают: уныние и лень- это не только сильная страсть, но и , незаметно подтачивающий душевные силы человека.

Лень и вовсе многими не считается грехом: со стороны кажется, что от нее и вреда то нет. Лентяй безобиден, всерьез его не осудят. Но в православии указывают на связь нежелания трудиться и уныния, как тождественных состояний.

Как и почему появляется грех лени?

В нашей культуре принято при жизненных неурядицах испытывать негативные чувства. И правда, чему можно радоваться, когда возникают проблемы в семье или на работе? А когда в дом приходит беда, это совсем неуместно.

Если похоть, гнев, обжорство обществом осуждается, то депрессивный человек ещё и бонусы получает в виде жалости от окружающих.
Если рассмотреть причины появления апатии, можно увидеть взаимосвязь уныния и лени.

В состоянии подавленности у человека пропадает уверенность в своих силах и возникает неверие в Божественный промысел из-за лени. Пропадает мотивация что то менять, тоже из-за лени, наступает ощущение бессмысленности жизни.

Говорят, что трудолюбию учатся три года, а ленивым становятся за три дня. Если долго проводить время в праздности, подтворствовать этой вредной привычке, очень сложно взять себя в руки снова и перестать лениться.

Духовная лень – смертный грех

Отчаяние закрадывается в душу даже глубоко верующим людям. Наступает нежелание читать молитвы, участвовать в церковной жизни, а лень мешает ходить в воскресенье в храм и .

При этом внешне их не назвать ленивыми – люди стремятся заниматься чем угодно, лишь бы не духовными практиками. Такой самообман гораздо страшнее, чем просто нежелание делать физическую работу.

Совет. От лени очень хорошо помогает молитва. Почувствовали лень в каких-то делах? Встали перед иконой и начинайте молиться Александру Римскому и от депрессии Святому Тихону!

Конечно, следует отличать нерадивость от состояния опустошенности, оно может быть вызвано физической усталостью, переизбытком информации и эмоциональным выгоранием. В последнем случае нужно обязательно просить помощи у специалистов, духовных отцов или близких людей.

Последствия душевной хвори

Последствия “безобидных” чувств далеко не невинные:

  • Халатное отношение к труду может стать причиной гибели людей.
  • Беззаботность в финансовых делах приводит к краху предприятия.
  • Нежелание создавать отношения приводит к разводу.
  • Депрессивные состояния – прямой путь к психосоматическим заболеваниям, коих львиная доля от общего числа всех недугов: онкологические и сердечно-сосудистые.


Как обрести силы для жизни?

Чтобы отличить лень от усталости нужно выяснить причины негативного состояния, быть внимательным и честным по отношению к себе. Работе над собой надо учится не только христианам, но и каждому, кто хочет повысить качество жизни и избавиться от лени. Лучшие молитвы от лени – это молитва Александру Римскому и молитва от депрессии Святому Тихону.

И психологи, и отцы православной церкви считают помощь ближнему спасением от лени и депрессивных состояний. Оглянитесь, вокруг столько обездоленных. Бессмысленно жалеть людей, читая сводки новостей.

Может быть, в соседней квартире есть кто-то, кто нуждается в помощи. Даже простое мысленное пожелание счастья и добра ближним может улучшить состояние апатии.

Если нет сил и веры, все равно нужно молиться. Даже небольшая, но постоянная работа над собой, терпение и постоянное принуждение к труду помогут победить страшное искушение ленью, ведущее иногда к непоправимым ошибкам.

В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:

Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него - блуда, третий - сребролюбия (алчность - прим. ред.), четвертый - печали, пятый - гнева, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили - это зависит от нас.

Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.

В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?

Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние. Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние».

А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Почему лень или уныние - это смертный грех?

Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек - это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.

«Леность - это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».

Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Итак, слово «лень» - это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение - это упокоение в веке сем».

То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.

Леность и нерадение - это порок или черта характера?

Святые отцы конкретно говорят о том, что лень и нерадение - это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.

Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение - это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.

Причины этих грехов, откуда они происходят:

    Первая причина - это страсть чревоугодия , основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там - везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.

    Вторая причина - страсть уныния - одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.

Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.

Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.

    И третья страсть, которая рождает грех уныния , - это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание.

Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.

«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Признаки этих грехов:

    В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки - сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.

    Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, - ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону - завтра, всё завтра.

    Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело - ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда - целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.

    Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота - признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.

    Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы - нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» - восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение - это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.

Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.

Взаимосвязь грехов.

Отчего происходит нерадение и леность - какая из страстей происходит от другой?

У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, - круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился - после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле - после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

    Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, - говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то - лежит, подошел, что хочешь - вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».

    Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение - это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

    Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать - настолько его воля парализована.

    И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

    По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек - он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни - он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Как бороться с этими грехами:

    Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие - одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

    Внимательная молитва, по возможности - продолжительная по силам

    Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

    Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

    Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

    Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

    Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или - не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

    И ещё очень хорошее средство, испытанное средство - это чтение Святых отцов об этих страстях - о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое - творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.

Назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.

В чем грех лени

Грех лени в православии - пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.

Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником

Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).

О других грехах:

Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.

Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).

В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.

Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.

Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.

Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.

Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.

Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.

Праздность является главным корнем греха лени

Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:

  • нет желания читать молитвенное правило по утрам;
  • находится тысяча причин пропустить богослужение;
  • дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.

В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.

Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.

Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Как избавиться от лени

Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.

Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.

Молитва Александру Римскому

О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:

ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.

Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,

и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.

Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,

паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.

Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.

Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.

Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе. Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.

Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.

Молитва Богородице

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,

но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,

и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:

грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение;

сущим в скорбех и печалех - утешение;

обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие;

малодушным и ненадежным - надежду и терпение;

в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю Богу благодарение;

бедствующим - милосердие;

сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление;

иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление;

отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая!

Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:

во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;

злыя благи сотвори;

заблуждшия на путь правый настави;

всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;

всякое дело злое и богопротивное разруши;

в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;

плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;

сущим в нужде и гладе буди Питательница;

не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;

нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым - заступление;

клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;

клеветники и хулители пред всеми обличи;

ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам - друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани;

супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;

матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;

от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;

безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;

прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;

вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;

от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;

скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:

да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.

Как преодолеть грех лени? Протоиерей Дмитрий Смирнов