Первый музей был основан в. Первый в России музей. Кто открыл первый музей в России? Британский музей, Лондон, Великобритания

Первый музей был основан в. Первый в России музей. Кто открыл первый музей в России? Британский музей, Лондон, Великобритания

П ервый музей в России появился в Санкт-Петербурге и основал его сам Петр I.
Этой идеей он загорелся при посещении Англии и Голландии. Царь очень заинтересовался новшествами в виде кабинета «кунштов» («куншт» - редкость, чудо). Петр стразу решил организовать подобный кабинет и в своем детище - Петербурге..

Он тут же приобрел первые экспонаты, ставшие впоследствии обитателями «государева Кабинета».

По приказу царя Кунсткамеру расположили в Летнем дворце. Днем рождения первого музея является 31 января 1714 года. Коллекции росли, со всех концов России и из-за границы к музею стекались разнообразные диковинки.

В феврале 1718 за участие в заговоре царевича Алексея был арестован Александр Васильевич Кикин. После допроса с пристрастием Кикина колесовали, а его особняк, знаменитые Кикины палаты на Шпалерной улице, перешел в государственную казну, и диковинные экспонаты переехали туда.

Для изыскания средств на пополнение коллекции генерал-прокурор Сената Павел Иванович Ягужинский предложил брать с посетителей плату за вход. Идея Петру не понравилась, петербуржцы и так ходить в Кунсткамеру опасались.

И Петр послушал... и сделал все наоборот: для привлечения посетителей он приказал каждого угощать чаем, кофе или водкой, а на закуску давать бутерброд и посетители повалили...)))))

Вскоре в Кикиных палатах музею стало тесно, и для него нужно было заложить новое специальное здание. Как утверждает легенда, и тут не обошлось без царя - реформатора.

Однажды, гуляя по Васильевскому острову (примерно как слева на фото), Петр увидел редкую сосну, у которой ветка снова вросла в ствол, образуя полукольцо. "Вот так дерево-монстр!" - воскликнул восхищенный Петр и повелел сохранить сосну срубил сосну, а на ее месте задумал заложить новое здание Кунсткамеры... в России всегда все было сложно, особенно с сохранением редкостей...

В 1718 году царь приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. Участвовали в возведении Петровской Кунсткамеры и другие архитекторы — Гербель, Земцов и Киавери.

Долго длилось строительство, сам Петр умер до его окончания. Но результат превзошел все ожидания: более красивого и величественного музея в Европе и в мире на то время не было.

Кроме того, уникальность проекта в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении капитального ремонта. Здание на Васильевском острове состояло из двух трехэтажных корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола. В восточной части разместились коллекции музея. Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория - в башне.

И чего тут только нет - экзотические костюмы, редкости, «монстры» в банках... заспиртованные младенцы могут вызвать тошноту... не рекомендуется к посещению перед рождением детей.

В коллекции Кунсткамеры есть зубы, вырванные лично Петром Великим, большим мастером любителем стоматологии. Считается, что два зуба этой коллекции принадлежали его сыну, царевичу Алексею. Пока отец удалял больной зуб Алексей сильно орал. Чтобы воспитать характер своего ребёнка, Пётр Великий вырвал ему и второй, совершенно здоровый зуб... наверное помогло...

Когда я туда прихожу (что не часто, увы) я всегда шучу у двух скелетов (большой и маленький). Говорю, что это скелет ПетраI после смерти, а рядом его скелет в детстве. Почти всегда это прокатывает и удивления не вызывает. Один раз я так пошутил и услышал голос бабушки - смотрительницы зала, которая строго поправила, что это скелет не Петра. Мы смеялись, а она не могла понять почему...


Есть тут и своя мистика, как раз с великаном связанная... утверждают, что по Кунсткамере в ночи бродит безголовый призрак телохранителя Петра Великого.

Пётр нанял Николя Буржуа, рост которого составлял 2 м 27 см на ярмарке во Франции. Великан прожил в России недолго. После смерти Буржуа, в соответствии с контрактом, его скелет и сердце выставили в Кунсткамере (о как Петр все продумал). Череп был уничтожен в пожаре, произошедшем в 1747 г., однако прочие кости сохранились. Взамен утраченного был подыскан другой череп, примерно подходящий по размерам, однако призрак продолжает бродить в поисках своей головы.

Инфа и часть фото (С) интернет

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I. Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции. Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете. При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции - Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер - Кунсткамерой (кабинет редкостей). Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло. Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей. В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь. Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году. Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали. Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы. По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка. Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне. Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов. По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова. Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара - в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя - Петра Великого.

«Музей это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека», – так звучит определение из устава Международного совета музеев (International Council of Museums – ICOM) . Ассоциация музеев говорит об этом несколько по-другому – музеи представляют для людей свои коллекции, с целью вызвать вдохновение и восхищение, а также научить. Это учреждения, которые собирают. Охраняют и делают доступными предметы и образцы, которые они сохраняют для общества.

Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум» , которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии. Первый музей появился с подачи Птолемея I Сотера как составляющая комплекса Александрийской библиотеки в 280 году до н.э. Его считают и первым музеем в первой библиотеке.

Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Выставки бывают постоянными или временными. Большие музеи расположены в крупных городах по всему миру, а маленькие местные музеи работают в городах поменьше. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций. Предметом многих музеев являются разнообразные религии. Невзирая на то, что практически во всех музеях запрещено трогать экспонаты руками, сейчас появились интерактивные артефакты и голограммы, которым ничего не будет, если вы решите приблизить руку. Современные тенденции в музеологии расширили спектр объектов, которые представляются в виде интерактивных выставок, с целью подобрать оптимальный набор материалов для каждого посетителя. С развитием всемирной сети Интернет увеличилось количество виртуальных выставок , т.е. веб-версий выставок, которые отображают картины и звуки.

Музеи обычно открыты для разнообразной публики и иногда взимают плату за вход. В некоторых музеях вход бесплатный, либо по особым дням либо круглогодично. Музеи обычно основываются не для того, чтобы из них извлекали выгоду, в отличие от галерей, основная цель которых – продать картины. Согласно типу собственности существуют государственные, негосударственные и частные семейные музеи .

Самая большая концентрация музеев на душу населения в мире отмечена в Финляндии. Дизайн музеев во многом зависит от их типа и от тех целей, которые несет экспозиция. В отличие от картинных выставок в историческом музее экспонаты расположены в хронологической или логической последовательности. Существуют такие музеи, где практически ничего не выставляется как Обсерватория Гриффит в Лос-Анджелесе, но рассказ об этих артефактах оставляет впечатление на долгое время.

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.


Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.