Инесса Арманд. Женщина, которую любил Ленин. Почему Надежда Крупская заботилась о детях Инессы Арманд? Судьба детей инессы арманд

Инесса Арманд. Женщина, которую любил Ленин. Почему Надежда Крупская заботилась о детях Инессы Арманд? Судьба детей инессы арманд

Ее имя всегда было окружено мифами, легендами, сплетнями...

Среди имен людей, готовивших Октябрьскую революцию, одно из самых звучных – имя Инессы Арманд. Но оно всегда было окружено мифами, легендами, сплетнями. Чтобы окончательно развеять их, внучатая племянница революционерки, журналист, телепродюссер и сценарист Рене Арманд написала книгу "Инесса", которая в эти дни, дни 100-летия Октября, выходит в Москве.

В истории России XIX-XX веков хорошо известна фамилия Арманд. Выходцы из Франции, они – промышленники, меценаты, люди искусства, революционеры – много сделали для своей новой родины. Но сегодня фамилия Арманд ассоциируется только с именем Инессы Арманд. Как французы Арманд попали в Россию? Как молодая француженка Инесса попала в эту семью?

Инесса (слева) и Рене Арманд, 1893 год

Так уж повелось, что в нашей семье об Инессе говорили мало. Дело было в конспирации. Инесса еще при жизни приучила всю семью, включая детей, помалкивать о ней, о ее делах.

Моя бабушка Рене, урожденная Стеффен, впервые приехала в Россию в 17 лет. До конца жизни по-русски она говорила довольно плохо – в отличие от своей родной сестры Инессы, которую в шестилетнем возрасте отправили из Парижа в Москву к их бабушке Вильд. Когда Инесса вышла замуж за Александра Евгеньевича Арманда, старшего сына владельца торгового дома "Арманд и сыновья", на ее младшую сестру Рене, девушку неброской красоты, но обладавшую красивым оперным голосом, обратил внимание другой брат – Николай. Две сестры вышли замуж за двух братьев.

Православная церковь браки между родственниками, даже свойственниками, не одобряла. Но старшие Арманды были уважаемыми людьми (их предки осели в России после Французской революции), почетными потомственными гражданами, богатыми фабрикантами, много жертвовали на церковь и занимались благотворительностью. Патриархия дала согласие на этот брак. Для венчания девицы Стеффен, французского происхождения и англиканского вероисповедания, приняли православную веру.

Обе пары поселились в соседних имениях Ельдигино и Алёшино возле подмосковного Пушкино, где располагались ткацкие и красильные фабрики Армандов. Оба молодых мужа были заняты делами и общественными обязанностями. Управляли фабриками, были гласными (депутатами) Думы. Их жены тоже не бездельничали. Когда Александр спросил Инессу, какой подарок она хотела бы получить по случаю рождения первенца, молодая мать попросила построить в селе школу, где она сможет учить грамоте крестьянских детей и просвещать их родителей. Просьба была выполнена. Рене, обладавшая оперным голосом (унаследовала дар от родителей), обожала заниматься с подрастающим поколением музыкой. За десять лет Инесса родила пятерых детей, Рене – шестерых, в том числе и моего отца. Кстати, у их свекра Евгения Евгеньевича (Эжена Франсуа) и свекрови, Варвары Карловны (Барбары) де Монси было 12 детей и 40 внуков.

Когда Инесса Арманд стала заниматься революционной деятельностью?

Глава клана, Евгений Евгеньевич, по горло занятый заботами и делами в Товариществе "Евгений Арманд и сыновья", даже не подозревал, что младшее поколение его семьи насквозь пронизано революционными идеями. Его наследники, начиная со старшего, кандидат-директора Александра Евгеньевича и кончая младшим, студентом Владимиром, под носом у родителей вели пропагандистскую работу на собственных фабриках, просвещая рабочих относительно их прав. Когда жандармы, десять раз извинившись перед главой семейства, провели обыск, то к несказанному изумлению хозяина дома и его жены, извлекли из подпола типографское оборудование, листовки. Вину на себя взял студент Евгений Каммер, служивший воспитателем в семье. Но жандармы докопались до истины. Они понимали, что у воспитателя в семье были сообщники. В результате двое отпрысков были высланы заграницу доучиваться, а Каммера отправили на жительство в глухую провинцию, откуда Арманды его вызволили.

Когда происходила вся эта история, Инесса и думать не думала о революционной работе. Она занималась тем, чем в то время было принято заниматься дамам из общества – благотворительностью. Ее подругой была первая русская женщина-статистик Минна Горбунова-Каблукова, переписывавшаяся с Энгельсом. На ее журфиксах Инесса слушала выступления видных русских общественных деятелей того времени.

Инесса Арманд, 1910 год

К революционной работе ее привлек младший брат мужа, Владимир Арманд, студент МГУ. Он состоял в социал-демократическом кружке. На свадьбе Инессы и Александра, увидев невесту в подвенечном наряде, он важно заявил: "Когда вырасту, женюсь на тебе, вот увидишь". Взрослые засмеялись. А зря... Через десять лет эта пара соединилась и произвела на свет сына Андрюшу. Клан Армандов сделал вид, что ничего не случилось. Младенца записали, как сына ее законного мужа Александра – Андрей Александрович. Это произошло осенью 1903 года. А зимой 1905-го, после убийства Великого князя Сергея Александровича, Инессу впервые арестовали. С ними в московской квартире на Остоженке жил воспитанник семьи, сын умершего рабочего 18-летний Иван Николаев, у которого был револьвер. Инесса заявила, что оружие принадлежит ей. Рене, жившая по соседству на Воздвиженке, получив это известие от дворника, в четыре часа утра на извозчике приехала за тремя младшими детьми сестры и забрала их к себе. Потом ей доводилось устраивать тайные встречи Инессы с детьми, когда та бежала из ссылки и затем нелегально приезжала в Россию из эмиграции. Ездила бабушка с моим отцом Павлом (Полем) и к Инессе в Париж – привезла ей младших детей, Варю и Андрея (Андрэ).

По случаю приезда сестры Инесса устроила музыкальный вечер, на который пришли жившие по соседству на улице Мари-Роз супруги Ульяновы. Ленин вмешался в игру двух мальчишек – семилетнего Андрэ и восьмилетнего Поля. Сказал, что кто в борьбе победит, тот получит звание большевика, а кто проиграет – меньшевика. В игре мой будущий отец поддался маленькому и болезненному Андрэ.

Рене Арманд-старшая с сыном Полем. 1940 г.

Вот как сложилась судьба этого "меньшевика" и "большевика". Мой отец в 16 лет ушел на гражданскую войну. Был комиссаром бронепоезда, дошел до Перекопа. До конца дней (умер в 1964 году) вспоминал об этом – например, как они смогли в мокрой одежде, держа над головой оружие, по горло в вонючей воде, вброд перейти гнилое озеро Сиваш. Затем отец стал кинорежиссером. Как сорежиссер работал с Александровым, Юткевичем, Роомом. Павел Арманд – автор музыки и текста знаменитой песни "Тучи над городом встали" в фильме Юткевича "Человек с ружьем". С этой песни началась слава актера и певца Марка Бернеса. С ним отец дружил всю жизнь. С 1948 по 1963 гг. отец проработал на Рижской киностудии, ставил фильмы, обучал молодых латышей профессии. Многих местных актеров, в том числе и Вию Артмане, впервые вывел на экран.

"Большевик" Андрэ по болезни и малолетству в гражданской войне не участвовал. Андрей Арманд, полковник, погиб во время Отечественной войны и похоронен недалеко от местечка Мариямполь в Литве. Его костям покоя нет. В 2001 году российские генетики решили откопать прах и по анализу ДНК выяснить, не был ли он сыном Ленина? Мы всем кланом бросились защищать прах от такого кощунства. Ведь Андрей родился за шесть лет до знакомства Ленина с Инессой! Этот Андрей был женат на комсомолке Хьене Самойловне. Была она настоящей красавицей и родила двух сыновей. Один из них, тоже Андрей, умер не так давно, а второй, Владимир, жив-здоров и, что поразительно, чем-то напоминает... Владимира Ильича. Чудны дела твои, Господи!

Если я не ошибаюсь, Инесса Арманд познакомилась с Владимиром Лениным и его семьей во Франции, в эмиграции.

Впервые они встретились на Пасху 1909 года в Париже, на рю Орлеан, где в магазине Жоржа Куклина на втором этаже политические эмигранты из России часто арендовали комнаты для чтения рефератов. В тот день с рефератом выступал Ленин. Он не произвел особого впечатления на Инессу. В социал-демократических кругах она слышала ораторов и получше. Ленин был одет в костюм-тройку и выглядел, по ее оценке, весьма корректно. Надежда Константиновна носила модную парижскую шляпку. Они понравились друг другу, хотя обменялись всего несколькими фразами. Формально Инесса тогда в партии большевиков не состояла. Она жила в Брюсселе, училась на экономическом факультете.

Во второй раз она увиделась с Лениным в Копенгагене осенью 1910 года. Ленин приехал на конгресс социал-демократов один, поскольку у Надежды Константиновны заболела мать. Узнав, что Инесса хочет попасть на конгресс в качестве гостя, он отдал ей лишнее приглашение. Во время "социалистической недели" Ленин не отходил от нее, на заседаниях сидел рядом. Партийцы шушукались. А причина была проста. Инесса синхронно переводила ему выступления докладчиков с нескольких языков. Сам Ленин свободно владел только немецким, хотя потом биографы сочинили, что он блестяще знал несколько языков. С того времени о них и пошли сплетни...

Решение написать книгу "Инесса" – это желание объективно рассказать о жизни необыкновенной женщины, об ее отношении к партии, революции, Ленину, Крупской?

Вся жизнь Инессы в революции окутана мифами и небылицами. Сплошное искажение фактов, сплошное. В различных источниках указывают, что настоящее ее имя Елизавета, хотя это просто ее второе имя, а первое все-таки – Инесса. Еще пример: сценический псевдоним отца Инессы, Пешё д"Эрбанвиль, выдают в Википедии за его настоящую фамилию – в то время, как он был Теодор Стеффен. Видимо, авторам этих нелепиц очень хочется перекинуть мостик к образу мадам Помпадур. На самом же деле Инесса всю свою жизнь в революции была "рабочей лошадью". В противоположность Александре Коллонтай, которую товарищи по партии прозвали "гран-дама революции".

Еще до знакомства с Лениным Инесса была пропагандистом в рабочих кружках в Москве. Она вышагивала километры по грязным окраинам, потому что из соображений конспирации не могла взять экипаж Возвращаясь с пятью детьми из Швейцарии в 1903 она привезла в чемоданах с двойным дном и прямо на себе под широкой тальмой столько запрещенной в России книг, что они стали основой нелегальной библиотеки. Арманд сидела в тюрьмах, была в ссылке на Крайнем Севере, откуда бежала. По поручению Ленина ей дважды пришлось нелегально пересекать границы. В 1916 он отправил "товарища Инессу" с особой миссией из Швейцарии во Францию, чтобы пропагандировать в социал-демократических кружках идею поражения воюющих государств. Это было смертельно опасное задание. В случае провала ее могли расстрелять. Какая уж тут мадам Помпадур!

Но нельзя отрицать, что в Копенгагене Инесса произвела на Ленина большое впечатление. Она была умна, образованна и полностью разделяла его взгляды. Ленин пригласил ее переехать в Париж, где в то время был центр эмиграции, и войти в Заграничное бюро партии. Через два месяца Инесса поселилась рядом с Ульяновыми, в одной квартире с семьей рабочего Мазанова. Заняла большую комнату, которую делила с детьми. (О том, что моя бабушка привезла ей сына Андрэ, я уже упоминала выше.) Между сестрами велась оживленная переписка. У них был свой шифр.

Инесса с ребенком

В Париже Инесса к большой радости Крупской взяла на себя переписку с европейскими социал-демократами. Инесса помогла Ленину выступить у могилы Лафаргов, дочери Карла Маркса Лауры и его зятя Поля, покончивших с собой. Она устраивала в Париже вновь прибывших эмигрантов, учила их французскому языку, добывала для них деньги. (У самой Инессы материальных проблем не было – ее содержал муж.) В 1911 году Ленин поручил Инессе организовать школу в Лонжюмо под Парижем для подготовки кадров для будущей революции. Она стала завучем этой школы. Дом, где проходили занятия и жили ученики, Инесса сняла на деньги, которые присылал Александр Евгеньевич. Ее возлюбленный Владимир уже давно умер от туберкулеза. Как говорила Инесса, давно порвавшая с религией, – это кара Божья. Ленин сердился, когда Инесса делала для кого-то добро или прощала людям их проступки, он ругал ее Богородицей. Ульяновы, включая тещу Ленина Елизавету Васильевну, привязались к Инессе. Мама Крупской любила в ее компании выпить кофе, покурить и поболтать о чем-нибудь, не имеющем отношение к революции.

На чем же основана версия о романтических отношениях между Лениным и Инессой Арманд? Она была очень популярна в период "перестройки". Хотя, как мне кажется, сегодня, спустя более ста лет, это не имеет никакого значения. Вожди, короли, революционеры, реакционеры, – прежде всего люди. А людям свойственны увлечения и слабости.

Когда началась перестройка, мусолили единственное уцелевшее письмо Инессы к Ленину... Впервые ознакомившись с ним, я тоже подумала, что роман был. Но, прочитав его внимательно, проштудировав более ста сохранившихся ленинских писем к Инессе, в которых и намека нет на любовные переживания, я поняла – скорее всего, роман не состоялся. Ленин "провел расставание", чтобы не сближаться с соратницей и не осложнять свою жизнь, целиком посвященную подготовке революции. Кстати, сейчас в Москве проходит выставка "Ленин", на которой его письма к Инессе занимают отдельный стенд

Но я продолжу свой рассказ об отношении Инессы к партии, революции, Ленину, Крупской.
Идиллия закончилась в 1916 году, когда Инесса разошлась с Лениным в вопросе о войне. Двое ее старших сыновей были на фронте, и она не могла согласиться с пропагандой пораженчества. Окончательно она поняла это во Франции, когда вопреки своей воли выполняла задание Ленина, поручившего ей пропаганду этой идеи в социал-демократических кружках, что (об этом я уже говорила) было смертельно опасным делом.

Вернувшись из Парижа, Инесса демонстративно перестала общаться с Лениным и на отдых уехала с семьей Зиновьева. Судя по ответу Ленина на одно из ее писем, Инесса сообщила ему, что больше не интересуется политикой и намерена отныне заниматься только наукой.

Ленину даже пришлось уговаривать ее вместе вернуться в Россию. По дороге в пломбированном вагоне они объяснились, и прямо после триумфальной встречи на Финляндском вокзале в Петрограде Инесса отправилась домой, в Москву. В следующий раз Инесса и Ленин увиделись в Кремле, осенью 1918 года. Список людей, которых Ленин потребовал срочно вызвать к себе в квартиру после покушения на заводе Михельсона, возглавляла Арманд. Инессу с трудом нашли в Петрограде и немедленно отправили в Москву. После встречи в присутствии Надежды Константиновны и 18-летней дочери Инессы Вари дружеские отношения возобновились.

Чем занималась Инесса после победы большевиков?

– Она попросила для себя скромную должность лектора партии. Затем, в 1919 году был создан женский отдел ЦК партии. Его возглавила Инесса, а ее заместителем назначили Коллонтай. Это было нормально, потому что Инесса всегда тяготела к эмансипации. Именно она придумала, организовала и частично финансировала журнал "Работница", который выходит по сей день. Коллонтай была оскорблена тем, что после работы в первом советском правительстве ее направили на совершенно не интересный ей участок, да еще в подчинение к сопернице. Соперницами они были в воображении честолюбивой Александры Михайловны, которая всегда хотела слыть более влиятельной в революционных кругах, чем Инесса. Их секретарь Полина Виноградская рассказывала Надежде Константиновне, что за закрытой дверью между ними идут непрерывные дискуссии на повышенных тонах.

В партии пошли сплетни, слухи... Инессу начали травить. Упрекали в том, что Ленин выделил ей квартиру напротив Кремля на Манежной площади, оснастив жилье правительственной связью. Кстати, Ленин дал специальную охранную грамоту членам семьи Арманд. Это случилось после того, как во время гражданской войны большевики чуть не расстреляли Федора – сына Инессы. Говорят, он был так красив, что женщины в трамвае вставали и уступали ему место.

Вчерашние товарищи по партии распускали слухи, что она стала главным советником Ленина в управлении страной, эдакой "мадам Помпадур". У Арманд пропал интерес и к работе, и к старым товарищам, и вообще ко всему на свете. В дневнике она писала, что на самом деле уже мертва, но этого никто не видит. Дети ее выросли. Два сына и дочь Ина были на фронте. Андрюша жил у Александра Евгеньевича. От переутомления Инесса впала в апатию.

Сам вождь в июле 1920 года уехал отдыхать с ружьишком – охотился в бывших армандовских угодьях.

Вернувшись в Москву, он написал Инессе, что каждый день слышал ее фамилию, и егеря говорили ему: при старых хозяевах и охота была лучше. В этом письме Ленин намекнул, что знает про ее депрессию, и предлагает перебраться к Серго Орджоникидзе на Кавказ. "Серго и отдых хороший устроит, и работу хорошую устроит".

Инессе было все равно. Взяв Андрюшу, которому тоже не мешало поправить здоровье, она уехала в Кисловодск. Больше они с Лениным не виделись. В Москву она вернулась через месяц в цинковом гробу. Дальнейшее хорошо известно и многократно описано. Как Ленин и Крупская в пять утра встречали тело на Курском вокзале, и вождь мирового пролетариата, отказавшись сесть в автомобиль, пешком брел за катафалком до Охотного ряда, и как потом на похоронах плакала Крупская. Она исполнила обещание, которое они с Лениным дали на похоронах Инессы – опекать ее детей. Дочерей Инессы постоянно приглашали в Кремль. У них был постоянный пропуск в помещение, в котором жили Ленин и Крупская – поужинать, чаю попить. Сохранилось распоряжение Ленина коменданту Кремля выделить дополнительные пайки для членов семьи Арманд.

Со времени этих событий прошло сто лет, а туману вокруг отношений Инессы Арманд и Ленина все прибавляется...

Как я уже говорила, чтобы рассеять его, я и написала книгу "Инесса". Выходят всё новые и новые публикации, фильмы, телепередачи, в которых каждый трактует образы и представления в соответствии со своими представлениями о жизни, не обращая внимания на факты и документы. Все "цитаты", которые публикуются как "клубничка", – подлог и передергивание.

Интерес к этой теме не иссякает. Недавно молодой курьер принес мне книгу из магазина и спросил: "Вы не родственница Инессе Арманд?" – Родственница. – А было у них с Лениным? – Не знаю. А вам зачем? – Понимаете, если было – значит, Ленин – обычный человек, а не монстр, как нам внушают. Вот народу и хочется знать... Ну что тут скажешь? Ни убавить, ни прибавить...

Работая над новой книгой, какими материалами, архивами, воспоминаниями вы пользовались? Есть ли в "Инессе" новые факты о жизни Инессы, не публиковавшиеся ранее документы? Где и у кого хранится ее личный архив?

Личный архив Инессы Федоровны хранится в архиве социально-политической истории. Писатели, журналисты, историки перерыли его от корки до корки. Когда я начала работать над книгой об Инессе, чтобы лучше понять ее и постараться очистить ее имя от всяких ярлыков типа "авантюристки", то в архиве ничего нового не нашла. Но зато Галина Викторовна, жена старшего внука Инессы, рассказала мне ранее не известный случай. В конце 50-х годов они с внучкой, тоже Инессой, нашли в старой библиотеке бывшего имения Армандов Алешино связку писем Ленина к Инессе. Эти письма у них тут же отобрала дочь Инессы, Ина Александровна. Возможно, она передала их в Институт марксизма-ленинизма, где в то время работала. За годы знакомства Ленин написал Арманд 150 писем. Не считая записок, переданных через курьерскую службу Кремля. В Полном собрании сочинений Ленина я такого количества не насчитала. Куда делась часть писем? Загадка...

Кроме той сомнительной "памяти", о которой мы говорили, сохранилась ли в сегодняшней России память об Инессе Арманд?

В селе Ельдигино до сих пор работает школа, построенная по просьбе Инессы Федоровны. В ней учатся дети из 16 деревень. На втором этаже этого каменного здания организован музей Инессы Арманд. Там есть ее гипсовый бюст, копии ленинских писем и очень интересные фотографии, включая снимки прощания и похорон в кремлевском некрополе. Недавно в Пушкино, где есть улица Инессы Арманд, проезд Инессы Арманд и микрорайон Арманд, местный любительский театр решил поставить пьесу о революционерке. Я ее написала, посмотрим, что из этого получится.

Поддерживают ли нынешние Арманды отношения между собой? Вы встречаетесь?

Родственники собрались в музее по случаю дня памяти Инессы

В Москве живет примерно 150 потомков семьи Арманд. Временами мы собираемся, вспоминаем все интересное и достойное, что знаем о своих предках. А жизнь идет, иногда закладывая виражи. И вот праправнучка Инессы Федоровны, опять же Инесса, вышла замуж за ученого по фамилии... Ульянов. Теперь в нашем клане есть Инесса Ульянова. Такая вот улыбка судьбы.

Сельский погост на подъезде к Алешино от деревни Ельдигино спрятался в лесочке, неподалеку от дороги. Пара аборигенов, с которыми я столкнулся при входе на кладбище, конечно, ничего не знала о захоронении семейства Арманд, прежних хозяев всех местных угодий. И Ельдигино, и Алешино были до революции их собственностью. И лишь когда услышали, что я ищу могилу от 1943 года, махнули в глубину леса - мол, слишком раннее.

Целый час, продираясь сквозь заросли и валежник, я искал нужное мне захоронение. И уже отчаявшись, как и ожидал, наткнулся на самом краю погоста на высокую изгородь. Пять аккуратненьких могилок: две мужских, две женских, урожденных Арманд, и совсем свежая, пока безымянная, - под молодым развесистым кленом.

Первым бросился в глаза старинный памятник - дата смерти 1909 год (скорее всего, это самое раннее захоронение на всем погосте). На старом бетоне барельеф, имитирующий табличку, и такие же рельефные буквы: Владимир Евгеньевич Арманд. Встреча, прямо скажем, неожиданная. Ведь владелец могилы умер в Швейцарии. За ним стела из черного мрамора - Александр Евгеньевич Арманд, умер в 1943 году. Более чем на тридцать лет пережил Александр любимого младшего брата Владимира. И умер здесь, в Алешино. Менее всего ожидал увидеть захоронения братьев рядом. Более столетия назад их втянула в любовный треугольник роковая женщина - француженка Инесса Теодоровна Стеффен.

Инесса Стеффен (в русской транскрипции "Стефан") родилась в Париже в 1874 году. Отцом ее был французский оперный певец Теодор Стеффен, матерью - актриса Натали Вильд (Уайльд), полуфранцуженка, полуангличанка, но российская подданная. В семье было три дочери. После неожиданной смерти Теодора Натали пришлось оставить театральные подмостки и заняться преподаванием пения. Чтобы хоть как-то обеспечить приличное воспитание девочек, Натали приняла решение отправить Инессу и ее сестру Рене в Россию к бабушке и тетке. Последняя в то время работала гувернанткой и преподавательницей французского языка в состоятельной семье обрусевших французов Арманд, в их усадьбе в подмосковном Пушкино.

Глава клана Арманд, Евгений Евгеньевич, мануфактурный советник и потомственный почетный гражданин, возглавлял Торговый дом "Евгений Арманд с сыновьями". На его двух фабриках в Пушкино (шерстоткацкой и красильно-отделочной) трудились 1200 рабочих. Ему принадлежали доходные дома в Москве, усадьбы и леса в Подмосковье. Большой дом Арманд в Пушкино (он и сегодня доживает свой век на улице И. Арманд, N 27) был по-русски хлебосольным, по-французски вольнодумным. В семье Евгения Евгеньевича и Варвары Карловны (в девичестве Демонси) было 12 детей. Поэтому к девочкам из Парижа - Инессе и Рене - отнеслись в этом доме по-семейному. В 1891 году Инесса сдала экзамен и стала домашней учительницей.

Михаил Семенюк

В ХХ веке никто не сделал больше для пропаганды фамилии предпринимателей и меценатов Арманд, как француженка Инесса. Когда вы въезжаете в подмосковный город Пушкино со стороны столицы, то попадаете в микрорайон Арманд. В городе есть улица И. Арманд, нотариальная контора "Арманд", по улицам бегают такси с надписью "Арманд". Но эти названия не имеют прямого отношения к последнему владельцу Торгового дома. Вклад семьи Арманд в развитие городской инфраструктуры Пушкино в XIX веке был значительным и заметным. Они построили первое здание железнодорожного вокзала, заложили основы Московского проспекта, центральной улицы города, построили много жилья, больницу, библиотеку, школу для рабочих. Перестроили корпуса двух своих производств. Казалось бы, пушкинцы должны были быть благодарны Арманд. Но кто помнит об этом? Фигура идейной большевички Инессы из ближайшего окружения Ульянова затмила собой труд нескольких поколений обрусевших французов. И сегодня мало что изменилось.

Биографы Инессы Арманд, их было предостаточно уже и при советской власти (ее имя вписано в историю жизни Ульянова-Ленина с 1909-го по 1920 год), вообще не замечали Александра Евгеньевича или писали о нем вскользь. Между тем на протяжении жизни Инессы он всегда был рядом: в качестве мужа и отца их совместных детей, в качестве устроителя ее быта, финансиста и адресата по переписке.

Приходской священник Игнатий Казанский 3 октября 1893 года обвенчал Александра и Инессу в пушкинской церкви святителя Николая Мирликийского. Древняя Никольская церковь была особенно почитаема Арманд. И не только потому, что их большой дом находился от нее в шаговой доступности. Возле храма они выстроили богадельню, которая сохранилась до сих пор. На церковном кладбище - могилы нескольких поколений семьи Арманд.

Позднее брат Александра Евгеньевича, Николай, женился на сестре Инессы, Рене.

Александр не был мажором, в том смысле, как эта категория молодых людей воспринимается сегодня. Он закончил реальное училище. И несмотря на то, что его отец был хозяином пушкинских фабрик, начал работать на одной из фабрик учеником в красильном отделении. В 1894 году отец доверил ему заведовать лесными имениями. Он был гласным Дмитровского уездного земства, потом гласным губернского земского собрания, гласным Московской городской думы, членом Московского лесосохранительного комитета, членом присутствия по разбору и признанию нищих. Молодые поселились в родовом поместье в селе Ельдигино, километрах в 15-ти от Пушкино. От брака с Александром у Инессы было четверо детей: Александр (1894 г.), Федор (1896 г.), Инна (1898 г.), Варвара (1901 г.). Александр оказался настоящим семьянином. Он боготворил жену. Для того чтобы удовлетворить социальные амбиции Инессы, он вовлек ее в организацию в Ельдигино школы для крестьянских детей, в которой она была попечительницей. Под влиянием университетских друзей Арманд и репетиторов многодетной семьи Инесса увлеклась социалистическими идеями. В 1898 году она вступила в московское "Общество улучшения участи женщин", а уже через два года стала его председателем. Александр во многом соглашался с социал-демократическими взглядами жены. Но никогда не был сторонником революционных методов достижения социальных целей.

Супруги постепенно отдалялись друг от друга. В это время Инесса сблизилась с младшим братом мужа, Владимиром, студентом биофака Московского университета. Он помог ей познакомиться со столичной группой эсеров. На его квартире собирались молодежные вечера, устраивались диспуты и доклады, в том числе и на революционные темы. У них была значительная разница в возрасте: Инессе - 28, Владимиру Арманду - всего 17. Возникает вопрос, кто на кого в этом интимном дуэте влиял. Ответ однозначный - доминировала в нем Инесса. Пара своих отношений не скрывала. После объяснения с мужем Инесса переехала на квартиру к Владимиру в Москве, на Остоженке. В 1903 году у них родился сын Андрей.

Что же Александр? Обманутый супруг, оставленный женой... Казалось бы, мужское самолюбие его должно было быть уязвлено. Напротив. Он с достоинством отнесся к чувству Инессы и Владимира, на всю жизнь остался для них настоящим другом. Помогал им финансами, устраивал встречи Инессы с детьми, даже когда она была уже на нелегальном положении. Их брак не был официально расторгнут.


"Золотая свадьба" владельца Торгового дома Евгения Евгеньевича Арманд и Варвары Карловны

В 1903 году Инесса вступает в РСДРП и примыкает к большевикам. Трудно отказать ей, воспитывавшейся и выросшей в чужой семье, добившейся в этой семье устойчивого статуса, в прагматизме и расчетливости. Она отчетливо должна была понимать, чего она лишается, выбрав путь революционерки. Обеспеченная жизнь, семейный комфорт, бытовой уют, воспитание любимых детей - все это Инесса бросила под колеса революции.

В 1904 году она была арестована и более четырех месяцев находилась в московских тюрьмах. Выпустили ее только из-за недостатка улик. В апреле 1907 года ее опять ненадолго арестовали. В июле 1907 года арестовали во время нелегального собрания Железнодорожного райкома партии. Глава Торгового дома Евгений Евгеньевич с супругой навещали невестку, содержавшуюся под стражей в Пречистенском полицейском доме. В сентябре ее выслали из столицы под гласный надзор в Архангельскую область, в городишко Мезень. Владимир следует за возлюбленной и становится служащим Мурманской биологической станции, которая изучала флору и фауну Ледовитого океана.

К 1905 году Александр Евгеньевич оставил работу в земстве и Городской думе. Во время японской войны он был на Дальнем Востоке, руководил московским санитарным отрядом. Во время декабрьского восстания доставил в столицу партию оружия. В 1907 году он становится директором пушкинской фабрики. В этом же году на фабрике происходит две стачки. В 1908 году Александр Евгеньевич был арестован и отсидел три месяца в Таганской тюрьме по обвинению в организации на своей фабрике забастовки. Выйдя из тюрьмы, он с сыновьями уехал во Францию, где в городе Рубе в Высшей школе прикладных искусств изучал технологию окраски тканей. Вернувшись через два года в Россию, работал на своей фабрике в красильном отделении.

В Архангельской области у Владимира обострился туберкулез. Он уехал на лечение в Швейцарию. Через год Инесса совершила побег из Мезени. И с этого момента до революции она жила на нелегальном положении. По поддельным документам она приезжает в Москву, встречается с детьми, потом переезжает в Петербург. Из Швейцарии приходят тревожные вести о здоровье Владимира. Через Финляндию она едет в Швейцарию. Через две недели после ее приезда Владимир умирает. Сына Владимира и Инессы, Андрея, усыновил Александр Евгеньевич.

Самый спорный вопрос в биографии Инессы Арманд: была ли она любовницей Ульянова-Ленина? На него и сегодня нет однозначного ответа. После краха советской власти версия интимного треугольника, Крупская - Ленин - Арманд, оказалась очень востребованной. Скорее, даже не столько востребованной, сколько - конъюнктурной и хорошо продаваемой. Появилось несколько книг на эту тему. Этой версии придерживался и А. Солженицын в главах "Красного колеса" - "Ленин в Цюрихе". Однако многочисленные члены семьи Арманд всегда ставили ее под сомнение. Не верили в эту версию и французские коммунисты, которые всегда дорожили памятью Инессы как пламенного борца за социалистические идеалы.

После смерти Владимира Инесса переезжает в Париж, затем в Брюссель, где в течение года слушает университетский курс и по итогам получает степень лиценциата экономических наук. Это, пожалуй, единственная образовательная ступень, которую проходит Инесса. До этого в 1905 году она в качестве вольнослушательницы посещала юридический факультет Московского университета, и то только один курс. Учебу пришлось бросить.

И хотя дочь Инессы Инна в своих воспоминаниях и писала о матери как о человеке с "недюжинным умом", надо сказать, что системного образования у Инессы не было. Все свои знания она, как и многие революционеры, приобретала в результате самообразования.

С Ульяновым они могли впервые встретиться в Париже или в Брюсселе. Уже осенью 1910 года Инесса переезжает в Париж, поближе к семье Ульяновых. И вскоре становится незаменимой в их доме в качестве секретаря, переводчицы, домоправительницы и друга. Надежда Крупская с теплотой вспоминала, как Инесса появлялась в их доме, как навещала ее мать, которая в семье Ульяновых выполняла роль домохозяйки.

Весной 1912 года, несмотря на то, что Инесса находилась в полицейском розыске за побег из ссылки, Ульянов отправляет ее в Россию, в Петербург, для восстановления разгромленной партийной ячейки. 14 сентября она была арестована полицией. Только весной 1913 года ее муж Александр Евгеньевич внес за нее залог в размере 5400 рублей (значительная сумма по тем временам). Инесса вышла на свободу до суда.

Подробно анализирует переписку Ульянова и Инессы историк Гелий Клейменов в своей книге "Правда и неправда о семье Ульяновых". Писем оказалось совсем немного. В июле 1914 года Ульянов попросил Арманд: "Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма. Посылать их сюда даже заказным неудобно: его могут легко вскрыть друзья". В современный архив попала только та часть их переписки, в которой не было и намека на чувства. Случайно по недосмотру, как пишет Гелий Клейменов, было пропущено одно письмо от июля 1914 года, которое Ленин закончил стандартной фразой на английском языке: "О, мне хотелось бы поцеловать тебя тысячу раз". Как считает историк, он продолжал любить Инессу, но остался с Крупской.

Летом этого года Александр Евгеньевич привозит детей в курортный город Ловран, на берег Адриатического моря. Наконец-то Инесса отдыхает в кругу семьи. Но Ленин требует ее участия в Брюссельском совещании II Интернационала. Начинается Первая мировая война. С большим трудом Инесса отправляет детей через Италию в Англию, затем - в Архангельск. Сама она остается в Берне, с семьей Ульяновых. Три года она работает под непосредственным руководством Ленина. Участвует в многочисленных конференциях, занимается переводами и журналистикой под псевдонимом Елены Блониной.

В апреле 1917 года в "пломбированном" вагоне вместе с семьей Ульяновых она вернулась в Россию. Ульянову в этом году исполнилось 47 лет, 15 из которых он прожил за границей.

Деятельность Инессы в Москве подробно описана в учебниках компартии. Ленин назначил ее председателем совнаркома Московской губернии и поселил рядом с Кремлем, с квартирой своей сестры Анны Ильиничны. Когда стало ясно, что она не справляется с председательством, по инициативе Ленина ее перебросили на вновь созданную должность заведующей женским отделом при ЦК РКП(б). Они по-прежнему поддерживали не только деловые отношения. Когда Ленин не мог навестить Инессу, писал ей записки, справлялся о здоровье, решал коммунальные вопросы, направлял врача, если этого требовала необходимость. В феврале 1920 года Инесса окончательно слегла. Хотела отправиться во Францию. Но Ленин посоветовал ей поехать на лечение на Кавказ, к Серго Орджоникидзе. И здесь Инесса подчинилась Ильичу. Во время эвакуации из Кисловодска в Нальчик, на одной из станций, она заразилась холерой и в ночь на 24 сентября умерла. 1 октября тело Инессы привезли в Москву, прощание проходило в Доме союзов.

Похоронили ее в Кремлевской стене. Это, конечно же, нарушало установленный большевиками протокол. Но как написала в своей книге "Кремлевские жены" Лариса Васильева, это единственное, что мог сделать Ленин для своей возлюбленной.

После смерти Инессы Александр Евгеньевич прожил еще долгих 23 года. Вернувшись из-за границы в 1915 году, он работал в Земском союзе заведующим авторемонтным заводом. После Февральской революции ушел с завода. В 1918 году рабочие пригласили его на тот же завод выборным заведующим. Но невозможные квартирные условия и болезни членов семьи (она состояла из 7 человек) заставили его переехать на жительство в деревню Алешино. Александр Евгеньевич вел большое хозяйство на 4 десятинах земли (более 4 гектаров).

В 1920 году Софринский волостной исполнительный комитет признал его трудовым элементом. Но 1923-м его лишили права голоса. Президиум ЦИК СССР восстановил Александра Евгеньевича в правах гражданства. Деятельность его в эти годы была связана в основном с обустройством хозяйства: в качестве техника он участвовал в строительстве общественной мельницы, был членом ревкомиссии общества потребителей, председателем Алешинского сельхозкредитобщества, секретарем комиссии по благоустройству при Алешинском сельсовете. В 1930 году семья Арманд была раскулачена и выселена, но Пушкинский РИК не утвердил раскулачивание. Семье вернули недвижимость. В 1931 году Александра Евгеньевича приняли в Алешинский колхоз, в котором он занимался ремонтом техники.

Обустроилась и личная жизнь. В возрасте 55 лет он женился на Степаниде Карасевой. Она была моложе его на 30 лет, девочкой она служила белошвейкой в их доме. В 1926 году у них родился сын Владимир.

Умер Александр Евгеньевич в возрасте 73 лет в 1943 году. Дом Арманд в Алешино сгорел в пожаре в 90-е годы. Та же участь постигла и родовое поместье Арманд в Ельдигино, дом рядом с Троицким храмом, отстроенный заново еще отцом Александра Евгеньевича в 1878 году. Он практически полностью погиб в пожаре. Сгорела и комната с экспозицией, посвященной Инессе Арманд. Осталось от дома лишь каменное крыльцо, часть стены и фундамента, густо поросшие теперь бурьяном.

(настоящая фамилия - Стеффен )

(1874-1920) российская революционерка, политический деятель

Хотя имя Инесса Арманд не замалчивалось и не вычеркивалось из учебников истории, правда о ее жизни практически неизвестна. Это была слишком «неудобная» фигура, ее биография не укладывалась в традиционную схему партийной истории.

Отец и мать Инессы были артистами французских театров. Отец рано умер, и мать передала девочку на воспитание жившим в Москве родственникам - бабушке и тетке, преподавательнице французского языка. Так родившаяся в Париже Инесса оказалась в России, которая и стала ее второй родиной. Она жила в доме преуспевающего промышленника Е. Арманда. Вместе с его детьми Инесса получила превосходное домашнее образование, свободно говорила на трех иностранных языках, прекрасно играла на рояле.

В возрасте восемнадцати лет Инесса вышла замуж за старшего сына Арманда Александра. У них родилось четверо детей. Казалось, будущее сулило ей безмятежную и спокойную жизнь. Но вскоре Инесса уходит из семьи и с головой окунается в подпольную работу.

Вначале она пробует свои силы на пути просветительства: устраивает школу для крестьянских детей, завязывает контакты с партией эсеров - социалистов-революционеров. Через брата своего мужа и его друзей Инесса Арманд входит в среду московских социал-демократов, начинает читать нелегальную литературу, знакомится с подпольной деятельностью.

Во время поездки с детьми в Швейцарию зимой 1904 года Инесса Арманд познакомилась с Лениным и вернулась из-за границы убежденным большевиком. Она становится партийной связной и пропагандистом, однако уже менее чем через год ее арестовывают. Правда, до суда дело не дошло, поскольку манифестом от 17 октября 1905 года политическим заключенным была объявлена амнистия.

Выйдя из тюрьмы, Инесса вновь начинает революционную работу. В связи с угрозой нового ареста она переходит на нелегальное положение, но через год вновь оказывается в тюрьме. На этот раз ее приговаривают к ссылке в Архангельскую губернию, откуда через год Инесса Арманд совершает побег. Некоторое время она нелегально живет в Москве, а затем по фальшивым документам уезжает за границу. Она поселяется в Париже, где в это время находился Ленин, и вскоре между ними устанавливаются весьма близкие отношения. Многие историки полагают, что Арманд была тем единственным человеком, которого Ленин действительно любил.

Дом Инесса Арманд в парижском пригороде Лонжюмо становится своеобразным пансионом, где живут приехавшие из России большевики. По инициативе Ленина для них организуется подобие университета. Арманд сразу же становится его активным деятелем: она помогает революционерам изучать французский язык, читает курс по истории литературы, выступает в большевистской печати.

Только в 1912 году Инесса Арманд смогла вернуться в Россию, но проработала там всего лишь несколько месяцев, поскольку вновь была арестована. Александр Арманд, все еще бывший ее мужем, помогает ей выбраться из тюрьмы. Он добивается освобождения Инессы под залог, после чего она вновь уезжает за границу.

Вначале она поселяется в Кракове, поскольку именно там в это время находился Ленин. В конце 1913 года они переезжают в Париж, Инесса Арманд становится руководителем легального большевистского издания «Работница». Он выходил в Париже и распространялся в России.

В 1914 году Инесса Арманд, как одна из немногих большевиков, свободно владевших французским языком, направляется в Бельгию для участия в переговорах с лидерами II Интернационала. Она смогла добиться объединения всех сил и политических групп, что позволило подготовить создание нового, Третьего Интернационала, уже на основе большевистской концепции.

Инесса Арманд приезжает в Швейцарию, где ведет работу по созыву международной женской конференции. Правда, лозунги большевиков и экстремистская направленность их программы не получили поддержки у большинства делегатов. Вскоре после женской конференции состоялась молодежная, где также не удалось добиться поддержки программы большевиков.

И вновь дорога. Неутомимая революционерка переезжает в Париж, где ведет агитационную работу среди французских социалистов. Там ей удается создать группу сторонников Ленина, разделяющих идеи Циммервальдской конференции.

После Февральской революции вместе с первой же группой большевиков Арманд возвращается в Россию, где активно включается в работу по пропаганде ленинских «Апрельских тезисов». Она выступает с докладами на собраниях рабочих, пишет статьи в газеты, становится гласным депутатом Московской городской думы.

После Октябрьской революции, Инесса Арманд избирают членом ВЦИК и назначают председателем московского губернского совета народного хозяйства. Однако такой вид деятельности вовсе не привлекал ее, и она продолжает заниматься агитацией. В начале 1919 года Арманд отправляется за границу в составе делегации Красного Креста, чтобы добиться возвращения на родину интернированных и пленных солдат русской армии.

По возвращении, Инесса Арманд становится первой заведующей женским отделом ЦК партии. Она регулярно печатается в газете «Правда», организует журнал «Коммунистка».

Во время второго конгресса Коминтерна, Арманд проводит международную женскую конференцию. После завершения работы конференции Инесса по настоянию врачей отправилась в санаторий, в Кисловодск. По дороге туда она заразилась в Нальчике холерой и в сентябре 1920 года умерла. Инессу Арманд похоронили на Красной площади.

Товарищ вождя

Женщина-загадка, женщина-идея, женщина-символ. Рано умерев, она породила столько легенд о своей жизни, что теперь крайне трудно отделить истину от вымысла. В ее время люди были другими, и их чувства, мысли и поступки теперь часто трудно понять. Каждый трактует по-своему, каждый видит свое – и получается, что настоящая ее жизнь оказалась скрытой под многочисленными наслоениями человеческих рассуждений. Обаятельнейшая красавица, первая феминистка России, любовница Ленина, пламенная революционерка, любящая мать пятерых детей – кто она, Инесса Арманд?

Ее отцом был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен – он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и его жены, актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года. Есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффеном.

Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову с тремя детьми практически без средств. Натали ушла со сцены и пыталась прокормить семью, давая уроки пения. Но денег все равно не хватало, и тогда двух старших дочерей – Инессу и Рене – отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов – преподавала музыку и французский язык.

Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына – Александр, Владимир и Борис.

Инесса Стеффен, 1882 год.

Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инее свободно говорили на трех языках: французском, английском – родном языке матери – и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было блестящее по тем временам образование – недаром же их воспитывала тетка-учительница. Инее в семнадцать лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были не только на редкость хорошенькими, но и обладали тем непреодолимым французским шармом и обаянием, которые можно было крайне редко найти среди русских девушек.

И братья Арманд не устояли. Александр всерьез увлекся Инее, а младший Борис – Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания – ведь Арманды давно приняли православие, а Инее и Рене были воспитаны в англиканской вере. Тем не менее родители молодых людей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами. В их доме с радостью принимали прогрессивно настроенную молодежь – приятелей братьев Арманд по университету, а старшее поколение охотно применяло новые методы организации труда и принципы общения с рабочими, что шло только на пользу их разветвленному предприятию. Кроме того, сам Евгений Евгеньевич полюбил Рене и Инее, как родных дочерей, – и с радостью согласился на то, чтобы они на законных основаниях вошли в его семью.

Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг – на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару.

Инесса Арманд, 1895 год.

Молодожены поселились в Ельдигине, одном из подмосковных имений Армандов, часто наезжали в Пушкино, выбирались в Москву – на концерты, спектакли, в гости… Но уже тогда пробудилась деятельная натура Инессы: в Ельдигине она организует школу для крестьянских детей и не только является официальным ее попечителем, но и сама преподает. Инесса живет в атмосфере всеобщей любви и уважения, в полном достатке. Но покоя в душе не было: иногда Инесса ощущала себя очень одинокой, чужой, томилась тем, что муж не может полностью разделить ее взглядов. Кроме того, она чувствовала, как постепенно ее затягивает семейная жизнь. А этого она не хотела ни в коем случае: еще в 15 лет, когда она прочла «Войну и мир» Толстого, ее поразило, как она сама пишет в более позднем письме, что «Наташа, выйдя замуж, стала самкой. Я помню, эта фраза показалась мне ужасно обидной, она била по мне, как хлыстом, и она выковала во мне твердое желание никогда не стать самкой – а остаться человеком (а сколько вокруг нас самок!)».

Тем не менее в 1894 году родился сын Александр. Через два года еще один – Федор. Потом две дочери – Инна и Варвара. С рождением первенца связан первый душевный кризис Инессы – отказ от религии. Она столкнулась с тем, что христианство запрещает женщинам шесть недель после родов посещать церковь. Хотя в юности Инесса была очень религиозна, первый же догмат, показавшийся ей нелепым и обидным, полностью разрушил всю ее веру. Так проявлялась ее максималистская натура – или все, или ничего.

Заботы о детях отнимали много времени, но жажда общественной деятельности требовала выхода. В то время для дамы, занимающей столь высокое положение, как Инесса Федоровна (в официальных документах она значилась как «жена потомственного почетного гражданина»), было только одно поле деятельности – благотворительность. И Инесса вступает в московское «Общество улучшения участи женщин», где вскоре становится одной из самых активных участниц, а в 1900 году – и председательницей.

Инесса и Александр Арманд, 1895 год.

Согласно уставу, общество боролось «с пьянством и связанным с ним развратом», занималось распространением женского образования и оказанием различной помощи нуждающимся. Но довольно быстро Инесса убедилась, что на самом деле общество занимается демагогией, – и внесла свои предложения. Она пыталась организовать при обществе воскресную школу, где и сама собиралась преподавать. Но власти школу запретили. Не были разрешены и другие ее проекты – ни народная библиотека-читальня, ни печатный орган общества.

Инесса увлеклась научной литературой – читала труды по экономике, социологии, истории… Вступила в переписку с иностранными женскими феминистическими организациями. Увлеклась социалистическими идеями – во многом под влиянием студентов, бывавших в Пушкине: друзей Бориса по университету и репетиторов младших детей. Один из них, Евгений Каммер, был связан со студенческим подпольным кружком. В 1897 году Каммер попросил Армандов спрятать в Пушкине имущество кружка – копировальные машины, листовки и брошюры. Вскоре Каммер был арестован и сослан. Его судьба очень беспокоила Инессу – она как могла помогала ему в ссылке, а затем и в эмиграции.

Постепенно Инесса все дальше отходит от своего мужа, который хоть и находится под сильным влиянием жены, но все же все меньше и меньше разделяет ее убеждения. Инесса сходится с братом мужа Владимиром – он, убежденный социал-демократ, очень близок ей и по взглядам, и по чувствам. Любовь была сильная и взаимная, ни перед кем не скрываемая: Инесса сразу призналась мужу, и Александр отпустил любимую жену с детьми. Инесса и Владимир поселились вместе в Москве, на Остоженке. Вместе с ними жил студент-медик Ваня Николаев, которому Арманды помогают в учебе. В 1903 году у Инессы и Владимира родился сын Андрей.

Александр смог не только простить измену Инессы, но и остаться ей верным другом на всю жизнь. Всегда, когда возникала необходимость, он приходил на помощь жене – давал деньги, хлопотал, заботился о детях. Их развод не был официально оформлен – видимо, из-за детей, которых они продолжали воспитывать вместе.

Может быть, на подобное развитие ситуации повлиял невероятно популярный в то время роман Чернышевского «Что делать?». Там описывается схожий случай: муж Веры Павловны, чья семейная жизнь построена на принципах товарищества, добровольно уступает любимую жену своему другу, счастливому сопернику, и даже инсценирует собственную смерть, чтобы помочь влюбленным официально соединиться, но и потом продолжает помогать им чем может.

Инессе было 28 лет, Володе – 17. Он был ученым-естественником, исследователем, у него было первоклассное образование и чувствительная душа. Он тоже попал под влияние Инессы, которая – очень тактично, но настойчиво – втянула его в свою революционную работу.

Осенью 1903 года Инесса с детьми поехала в Швейцарию поправить здоровье. Пока дети отдыхали, Инесса штудировала труды по марксизму, политэкономии, социальным вопросам и педагогике, старалась разобраться в социал-демократических течениях. Под влиянием книги некоего Ильина «Развитие капитализма в России» Инесса примыкает к большевикам.

Ильин – один из псевдонимов лидера большевиков Владимира Ульянова, больше известного как Ленин.

Возвращаясь из Швейцарии, Инесса Федоровна провозит груз нелегальной литературы, скрытый на ее спине складками широкой накидки-тальмы. Из привезенного образуется библиотека пропагандистов при Московском комитете партии – ею заведует сама Инесса. У себя на квартире она постоянно устраивает вечера, диспуты и доклады на революционные темы.

В Швейцарии, 1903 год.

6 февраля 1904 года в квартире Армандов производят полицейскую облаву. После недавнего теракта эсера Ивана Каляева, который бомбой убил московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, полиция старательно чистила город от неблагонадежных элементов.

Инессу несколько месяцев гоняли по московским тюрьмам. Ее здоровье сильно ухудшилось. Отпустили Инессу только в июне – за недостаточностью улик.

Сразу после освобождения Инесса с головой уходит в партийную работу: в ее ведении пропаганда, организация рабочих кружков и подбор людей. Она бегает целыми днями: с Арбата в Лефортово, в Измайлово, в Заяузье. Организует рабочий кружок в Пушкине. Напряженная работа и тяжелый быт сильно отразились на ее внешности: не прежняя изящная, изысканная, одетая по последней парижской моде богатая молодая женщина, а усталая, в скромном платье, с толстой косой вместо затейливой прически. Только глаза все те же – серо-зеленые, искрящиеся, сияющие. И если первое, что поражало пришедших к ней на квартиру людей, – обилие у нее детей (даже по тем временам в семьях круга Армандов пятеро – это было немало), то потом они попадали под неодолимое обаяние самой Инессы.

В 1905 году было разрешено допускать женщин на лекции Московского университета – в качестве вольнослушательниц. Инесса тут же подала заявление на юридический факультет. Отучилась один курс – увы, учебу пришлось прекратить по не зависящим от нее обстоятельствам.

В апреле 1907 года Инессу снова арестовали – правда, быстро выпустили, – в июле арестовали снова. Инесса пришла в парткомитет железнодорожников, заседавший под вывеской «Бюро для найма прислуги». И хотя Инесса Федоровна утверждала, что пришла лишь нанять кухарку, ей не поверили.

Когда ее снимали для полицейского архива, Инесса закрыла глаза, чтобы хоть так насолить жандармам.

В Лефортовской тюрьме Инесса тоже не теряет даром времени: учит соседок по камере французскому языку и политэкономии. В конце сентября ей вынесли приговор: два года ссылки в Архангельскую губернию.

На Ярославском вокзале ее провожала вся семья Армандов во главе с Евгением Евгеньевичем и Александром.

В Архангельске Инесса сначала отсидела две недели в тюремной одиночке (а не в пересыльной тюрьме, как полагалось). Вслед за ней туда приехал Владимир Арманд – он хлопотал о разрешении Инессе остаться на жительство в Архангельске. Но даже медицинское освидетельствование, удостоверившее, что у Инессы малярия, не помогло. Ее направили в Мезень – глухой уездный городишко.

Мезень – испытанное место ссылки неугодных. Еще в конце XVI века сюда сослали протопопа Аввакума. Отвратительный климат, комары, малярия и глушь. Но властям и этого мало: Инессу хотели отправить в деревню Койда в нескольких сотнях верст севернее. Там сифилис, нет почты, часто нет даже хлеба. С трудом удается остаться в Мезени.

Владимир приехал за Инессой и сюда. Их изба сразу же становится центром колонии политссыльных. Но у Инессы все хуже со здоровьем, а от тоски у нее начинается депрессия. И тут время не проходит впустую – Инесса создает организацию социал-демократов, устраивает политические диспуты и лекции, дает уроки русского и французского.

В это время в Пушкине рабочие фабрики Армандов устраивают забастовку. Одним из лидеров был сам Александр Арманд – его арестовали, а после освобождения запретили жительство в крупных городах России. Александр уехал во Францию, взяв с собой старших сыновей. Вскоре за границу, в швейцарский санаторий, уезжает и Владимир – в Мезени у него обострился туберкулез.

Инесса в ужасе: ведь именно из-за нее Владимир поехал в Мезень. Пробыв в ссылке меньше года, она начинает готовиться к побегу.

20 октября 1908 года Инесса бежит, воспользовавшись тем, что на родину уезжали революционеры-поляки, отбывшие срок ссылки. Она смешалась с толпой провожающих, а в последнюю минуту ее спрятали в санях.

После побега Инесса по поддельному паспорту живет в Москве. Особо не скрывается: постоянно встречается с детьми, ходит в театры и на выставки, встречается с товарищами по партии. Узнав, что ее уже ищут в Москве, она… уезжает в Петербург – там открывается женский съезд, и ее золовка, Анна, будет принимать в нем участие. Инесса едет с Аней.

На съезд собралось около семисот делегаток – в основном так называемые «равноправки», поборницы получения равных с мужчинами прав. Была и рабочая группа – сорок пять человек, в том числе и Инесса. Она записалась в экономическую группу, но особенно ее заинтересовал вопрос «свободы любви». Об этом Инесса даже решила написать, но пока не хватало ни материала, ни времени. Отложила до лучших времен.

В начале января 1909 года из Швейцарии пришли тревожные вести: Владимиру внезапно стало хуже. Инесса, бросив все, через Финляндию едет к нему. Через две недели после ее приезда Владимир умер.

Для Инессы это был страшный удар. Она действительно очень любила Владимира, и его внезапная смерть сильно надломила ее. Она сильно похудела, подурнела, осунулась…

Чтобы забыться, Инесса переехала в Париж – поближе познакомиться с французской социалистической партией, по ее собственному признанию. Из Парижа – в Брюссель, где за год прошла университетский курс и получила степень лиценциата экономических наук. И тогда же она встретила другого Владимира, ставшего на многие годы центром ее жизни, – Ленина.

До сих пор точно неизвестно, где именно произошло их личное знакомство. Вероятно, или в Париже, куда Инесса часто заезжала из Брюсселя, или в самом Брюсселе, куда Ленин приезжал в ноябре 1909 года. Известно только, что первая встреча быстро переросла в крепкую дружбу – Инесса сразу понравилась и Владимиру Ильичу, и Надежде Константиновне. Как писала Крупская, «в доме светлело, когда Инесса приходила». Постепенно Инесса становится тенью четы Ульяновых – секретарем, переводчиком, домоправительницей, ближайшим другом. Осенью 1910 года Инесса переезжает в Париж – поближе к Ульяновым. Она посещает лекции в Сорбонне, активно ведет партийную работу, собирает вокруг себя единомышленников. Люди сами тянулись к ней. Инесса была неординарной женщиной. Может быть, и не красавица в строгом смысле слова – у нее были правильные черты лица, густые пепельные волосы, стройная фигура и необыкновенные, лучистые зеленые глаза, но лицо немного портил слишком длинный нос, похожий на птичий клюв. Однако ее непреодолимое обаяние, тот свет, который от нее исходил, ее энергичность, доброжелательность и умение радоваться жизни покоряли всех. Про Инессу шутили, что ее надо включить в учебники по диамату – как образец единства формы и содержания.

По просьбе Ленина Инесса принимает участие в VIII Международном социалистическом конгрессе, который проходил в Копенгагене в начале сентября 1910 года. С этого началось ее участие в международной деятельности партии. Скоро она стала практически незаменимой: свободно владевшая четырьмя языками и обладавшая неплохим литературным стилем, а главное, фантастической работоспособностью, Инесса ведет обширнейшую переписку с заграничными большевистскими группами, усиленно переводит, завязывает личные связи с французскими социалистами. В 1911 году она – один из главных организаторов партийной большевистской школы в Лонжюмо. Там было восемнадцать учеников со всей России, среди преподавателей школы – Николай Семашко, Анатолий Луначарский и, конечно же, Инесса и сам Ленин.

Другая видная большевичка, Александра Коллонтай, тоже горела желанием работать в школе. Но ей отказали – все преподавательские места были заняты. Оказалось занято и другое место, на которое претендовала Коллонтай, – ближайшей соратницы вождя. Как ни старалась Александра Михайловна «оттереть» Инессу от Ленина, у нее ничего не вышло – только обострились отношения с Ульяновыми. В отместку Коллонтай начала усиленно распространять сплетню о более чем близких отношениях Инессы и Владимира Ильича.

Отношения их действительно стали очень тесными. По слухам, именно в Лонжюмо у них начался бурный роман. Вроде бы даже гордая Надежда Константиновна просила мужа отпустить ее, а Владимир Ильич не согласился: он слишком ценил в ней преданного сотрудника и верного друга. И отношения с Инессой постепенно стали только деловыми.

По другим данным, никакого романа не было и быть не могло. Ленин всегда был мало подвержен чувствам, а Инесса, только что потерявшая обожаемого Владимира, вряд ли смогла бы так быстро предать его память. Для нее Ленин был вождем, идейным учителем, которому она доверяла во всем, но не более того. Кроме того, она и Крупская всю жизнь были близкими подругами, а жившая с Ульяновыми мать Надежды Константиновны, Елизавета Васильевна, очень любила Инессу – кстати, Коллонтай она явно недолюбливала. Столь близкие отношения вождя и его ближайшей помощницы тогда легко объясняли партийной необходимостью, единством интересов и общей работой.

После VI Всероссийской конференции РСДРП в Праге Инесса стала секретарем Комитета заграничных организаций большевистской партии. Работы все прибавлялось: помимо переписки и переводческой деятельности, Инесса принимала участие во множестве съездов и собраний. Главным ее делом была пропаганда и распространение ленинских идей среди заграничных большевиков. А весной 1912 года Инесса по поручению Ленина едет в Россию: у нее паспорт на имя польской крестьянки Франциски Казимировны Янкевич и задание восстановить недавно разгромленную петербургскую партийную ячейку. Через Краков, куда перебрался Ленин, Люблин и Харьков Инесса попадает в Петербург. Ее поездка сопряжена с огромнейшим риском провала – Инессу до сих пор ищут за побег из ссылки, но Ленина это не останавливает: если дело требует, делу приносятся любые жертвы.

Инессе удалось продержаться всего два с небольшим месяца. И все это время она – больная, без денег, не имея возможности связаться с родными – занята партийной работой. Ее арестовали 14 сентября 1912 года. Сдал ее провокатор.

Александр Арманд тут же начинает хлопотать о ее освобождении. Весной 1913 года Инессу соглашаются отпустить под залог в 5400 рублей – по тем временам сумма неимоверных размеров. И, прекрасно зная, что деньги пропадут (Инесса предупредила, что при первой же возможности она снова уедет за границу), Александр Арманд вносит залог за жену.

Весну и лето Инесса проводит с семьей на Волге. Ей надо поправить здоровье, она наслаждается возможностью наконец-то побыть с детьми. Но уже в августе она уезжает – через Финляндию в Стокгольм, а затем в Галицию.

Там, под Краковом, Ленин проводит Августовское (Летнее) совещание ЦК партии (на самом деле совещание проходило в сентябре; Летним оно было названо для конспирации). Инессе очень понравилось в Кракове. Она собиралась выписать сюда детей, подыскивала квартиру. Но партийная необходимость потребовала переезда Инессы в Париж.

В Париже Инесса вместе с большевичкой Людмилой Сталь организуют новый печатный орган для русских женщин – «Работница». В редколлегию вошли также Крупская, сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова и несколько других виднейших большевичек. Часть редакции была в Петербурге, часть – за границей, в Париже и Кракове. Первый номер вышел в феврале 1914 года, потом удалось выпустить еще шесть, из которых три были конфискованы. На восьмом номере журнал закрыли.

Лето 1914 года Инесса проводит в Ловране, курорте на юге Адриатического моря, – ее здоровье совсем расстроилось. Туда к ней приезжают дети – четверо из пятерых. Наконец Инесса может спокойно отдохнуть в кругу семьи. Но Ленин требует ее участия в Брюссельском совещании II Интернационала. Инесса как может отнекивается, но потом уступает. Спорить с Лениным было невозможно.

После Брюсселя Инесса вновь собирается в Россию, но помешала война. С огромным трудом Инессе удается отправить детей домой, в Россию – через Италию в Англию, а оттуда в Архангельск. Сама Инесса остается в Берне, вместе с Лениным и Крупской. Последующие три года Инесса усиленно работает под руководством Ленина: принимает участие во многих конференциях и собраниях, делает переводы, занимается журналистикой под псевдонимом Елена Блонина (в память о долгих прогулках в окрестностях Кракова; блонь по-польски – луг).

В марте 1915 года состоялась организованная Инессой и Кларой Цеткин Международная конференция женщин-социалисток. Чтобы обмануть цензуру, вся переписка велась будто бы о готовящейся свадьбе. Через несколько дней – Международная конференция социалистической молодежи. На обеих конференциях столкнулись две точки зрения: пацифистская, требующая немедленного мира, и выдвинутая Лениным идея о превращении империалистической войны в гражданскую. Неудивительно, что ленинская позиция не нашла сторонников: от войны, какой бы она ни была, люди уже успели устать. Инесса со всем свойственным ей жаром отстаивала идеи Ленина, но и она не смогла привлечь делегатов на его сторону.

В начале 1915 года Инесса по очередному фальшивому паспорту – на этот раз на имя Софьи Поповой, дочери майора в отставке, – приезжает в Париж с новыми ленинскими поручениями, оттуда – в Швейцарию, где в городке Кинтале проходит II Международная конференция социалистов. Там Инесса снова захотела написать книгу о «женском вопросе», семье и свободе любви. План статьи она посылает Ленину – и нарывается на резкую отповедь. Взгляды Инессы Владимир Ильич назвал буржуазными, тезисы разбил в пух и прах. И Инесса, которая многие годы слепо подчинялась воле Ленина, не смогла ему возразить. Книга так и не была написана.

По некоторым сведениям, в этом виновата Александра Коллонтай. К этому времени она полностью восстановила свои отношения с Лениным и сумела завоевать себе репутацию главного эксперта в женском вопросе. Многие идеи, высказанные Инессой, присутствуют и у Коллонтай – но если ей Владимир Ильич готов был простить мысли о свободе отношений и любви, то выслушать подобное от преданной Инессы было для него невозможно. Коллонтай смогла получить от Ленина исключительное право рассуждать на эту тему.

После Февральской революции Ленин и его ближайшие соратники рвутся в Россию. Возникают и один за другим отбрасываются планы возвращения. Власти Англии, а затем и Франции отказываются их пропустить. Наиболее реальным оказывается возвращение через Германию – Ленин готов принять помощь врага России, лишь бы попасть на родину. Представители французских, немецких, польских и швейцарских социалистов особым протоколом одобряют этот план: «Полагаем, что наши русские единомышленники не только вправе, но обязаны воспользоваться представившимся им случаем проезда в Россию».

В запломбированном вагоне Ленин, Крупская, Арманд и их соратники прибыли в Петроград ночью 3 (16) апреля 1917 года. Ленин с броневика призвал толпу к социалистической революции, затем митинг продолжился у дворца Матильды Кшесинской.

Вскоре Инесса поехала в Москву – к детям. Кроме того, в Москве тоже хватало дел, а кто лучше Инессы мог распространить там ленинские идеи? Она снова организует курсы по подготовке агитаторов, постоянно выступает перед рабочими с лекциями и докладами, организует Советы депутатов по всей Москве. Когда в июне 1917 года были выборы в московскую Думу, Инесса была избрана депутатом по списку большевиков.

Она вошла и в состав Исполнительной комиссии Московского комитета партии. В то же время она – по прямому ленинскому указанию – начинает выпускать журнал «Жизнь работницы». Удалось издать всего два номера.

Осенью младший сын Инессы Андрей сильно заболел: ему угрожал туберкулез. Инесса, с трудом получив отпуск, увезла его на юг. Вернулась она в самый разгар октябрьских боев – не смогла усидеть на месте. Прямо с вокзала, оставив сына встречавшим их родным, Инесса отправилась в Московский окружной комитет партии.

После победы революции Инесса получает множество партийных постов. Она, по сути, стала влиятельнейшей женщиной России. Но почивать на лаврах нет времени: она работает по двадцать часов в сутки. Весной 1918 года она берется за организацию школы советско-партийной работы: составляет программу, находит помещение, подбирает преподавателей, преподает и сама. Тогда же она стала председателем Московского губернского совета народного хозяйства. И организует Всероссийский съезд работниц и крестьянок, две подготовительные конференции в Москве. В марте 1919 года ее послали в командировку во Францию – по линии Красного Креста; задачей делегации было обеспечить возврат на родину русских военнопленных и интернированных. С первой партией пленных на родину отправили и саму делегацию.

Каторжная работа в тяжелейших условиях – не было света, тепла, не хватало еды – подорвала ее здоровье. В феврале 1920 года Инесса окончательно слегла. Ленин трогательно заботится о ней, постоянно шлет записки с вопросами о здоровье и указаниями, как лечиться. Но выздоровление шло очень трудно: организм Инессы был сильно истощен. Ленин предложил ей уехать на лечение; Инессе хотелось за границу, в родную Францию – но Владимир Ильич, боясь, что там ее немедленно арестуют, посоветовал ей поехать на Кавказ, под крыло к Серго Орджоникидзе. После долгих уговоров Инесса согласилась. 22 августа 1920 года она приехала в Кисловодск.

Ленин написал в Управление курортами и санаториями Кавказа письмо с просьбой создать Инессе и ее больному сыну наилучшие условия, а Орджоникидзе он поручил лично проследить за безопасностью и устройством Инессы. В то время на Кавказе было неспокойно.

Она приехала очень уставшая, разбитая, исхудавшая – в ней с трудом можно было узнать прежнюю, полную жизни Инессу. Ее утомляли люди, она старалась быть в одиночестве. По вечерам оставалась в своей комнате, в полной темноте – лампы у нее не было. Не было и подушки, питание было весьма скромное, медицинское обслуживание почти отсутствовало. Но и в таких условиях Инесса начинает поправляться.

Когда над Кисловодском нависла угроза окружения, отдыхающих решили эвакуировать. Инесса организовывала погрузку людей, намереваясь оставаться в Кисловодске до последнего. Ей пригрозили: если товарищ Инесса не уедет добровольно, прибегнут к помощи красноармейцев. Она подчинилась. Эшелон был направлен в Нальчик. В пути Инесса заботилась о больных, добывала на станциях продукты и лекарства. На узловой станции Беслан поезд застрял: дороги были забиты беженцами. Наконец эшелон прибыл в Нальчик. Инесса с товарищами осмотрели город, были на собрании местных коммунистов. Ночью Инессе стало плохо. Она, не желая беспокоить соседей, терпела до утра. Двое суток она пролежала в больнице. В полночь 23 сентября Инесса потеряла сознание и к утру умерла.

Стоянка в Беслане оказалась для Инессы роковой: там она заразилась холерой. С поезда тело Инессы перевезли в Дом союзов. Ленин плелся за ее гробом, опираясь на руку Надежды Константиновны. На следующий день ее похоронили у Кремлевской стены. По воспоминаниям Александры Коллонтай, «Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами, и казалось – вот-вот упадет».

По свидетельству многих, смерть Инессы сильно подкосила Владимира Ильича, во многом ускорив его смерть. Он успел распорядиться, чтобы всех детей Инессы привезли в Россию, – но их к умирающему Ленину не пустили. После его смерти Крупская принимала активное участие в их судьбе.

В последние годы много обсуждался вопрос – был ли роман у Инессы Арманд и Владимира Ленина и как далеко он зашел. Даже говорили, что у Инессы был от Ленина ребенок – сын, по имени Александр Стеффен, который то ли похоронен в Швейцарии, то ли до сих пор живет в Берлине. Весь клан Армандов – дети, обожавшие мать, и родственники ее мужа – отрицают наличие романтических отношений между Инессой и Лениным, такое же мнение отстаивают французские коммунисты, свято чтящие ее память. А родная сестра Инессы Рене Федоровна до конца своих дней не произносила и не хотела слышать имени сестры…

Она оставила о себе светлую память, которую нельзя затемнить нескромными вопросами. Есть тайны, которым суждено остаться нераскрытыми. В их числе – и тайна Инессы. Тайна ее обаяния, тайна ее жизни, тайна ее памяти…

Инесса Федоровна Арманд – феминистка, революционерка и соратница – вошла в историю из-за близости к вождю мирового пролетариата. Одни говорят – духовной, другие намекают на любовную связь красавицы-француженки и «кремлевского мечтателя», как назвал Владимира Ульянова британский романист-фантаст .

Времена, когда «бросать тень» на коммунистических вождей подозрениями в наличии у них человеческих слабостей, в особенности адюльтера, канули в Лету. После падения идеологических табу стало известно, что вожди – обыкновенные люди из крови и плоти. И даже тот, чьи портреты хранились на почетном месте в каждом чиновничьем кабинете любого советского учреждения, питал земную страсть к женщине с красивым «творческим псевдонимом» Инесса Арманд.

Детство и юность

Элизабет Пеше д’Эрбанвилль – будущая соратница Ильича – родилась в Париже, в богемной артистичной семье. Отец – известный оперный тенор Теодор д’Эрбенвилль, откликавшийся на сценическое имя Теодор Стефан. Мама – актриса и хористка, а позже учительница пения Натали Вильд. В жилах маленькой Лиз текла французская кровь отца и англо-французская от предков по линии матери.

В 5 лет Элизабет и две ее младшие сестры остались без отца: Теодор скоропостижно скончался. Овдовевшей Натали оказалось не по силам содержать троих детей. Откликнулась тетушка, работавшая гувернанткой в богатом доме в России. Двух племянниц-подростков – Элизабет и Рене – женщина забрала в Москву.

В хлебосольном поместье промышленника Евгения Арманда, которому принадлежал Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья», юных воспитанниц из Парижа приняли радушно. Лиз с сестрой обитали в богатом доме: семейство Арманд владело текстильной фабрикой в Пушкине, на которой трудились 1200 рабочих.

Смерть

Бурная деятельность на фронтах революции пагубно отразилась на здоровье хрупкой женщины. Инесса Арманд с трудом держалась на ногах, врачи подозревали у нее туберкулез. 46-летняя женщина хотела поехать на родину, к знакомому парижскому доктору, но Ульянов уговорил отправиться в Кисловодск.


На станции Беслан, по дороге в Кисловодск, женщина заразилась холерой и через два дня скончалась в Нальчике. Гроб с телом на Казанском вокзале встретил Ленин. Похоронили Инессу Арманд 12 октября 1920 на Красной площади, в некрополе у Кремлевской стены. Вскоре после смерти соратницы у Ильича случился первый инсульт. написала:

«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина. Он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода».

Память

  • В 1984 году на карте Москвы появилась Улица Инессы Арманд.
  • В Нальчике одна из улиц носит имя И. Арманд.
  • В городе Пушкино Московской области имя И. Арманд носит микрорайон.
  • В Черноморском пароходстве Одессы в 1968-98 годах работал теплоход «Инесса Арманд» польской постройки.