5 социальных ролей. Социальная роль: примеры и классификация. Как связаны социальный статус и социальная роль

5 социальных ролей. Социальная роль: примеры и классификация. Как связаны социальный статус и социальная роль

Социальная роль

Социа́льная роль - модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» .

История термина

Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие "социальная роль" как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о "социальная роль" как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные "социальная роль" оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чачба, Александр Константинович
  • Фантоцци (фильм)

Смотреть что такое "Социальная роль" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга… … Новейший философский словарь

    Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется: названием; позицией индивида; выполняемой функцией в системе социальных отношений; и… … Словарь бизнес-терминов

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus elgesio būdų visuma, būdinga kuriai nors veiklos sričiai. Visuomeninis individo statusas (užimama vieta, pareigos ir atsakomybė) sukelia lūkestį, kad vaidmuo bus atliktas pagal… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikymasis normų, nustatančių, kaip turi elgtis tam tikros socialinės padėties žmogus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale Rolle, f rus. амплуа; социальная роль … Sporto terminų žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Socialinio elgesio modelis, tam tikras elgesio pavyzdys, kurio tikimasi iš atitinkamą socialinę padėtį užimančio žmogaus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale… … Sporto terminų žodynas

    Социальная роль - (см. Роль социальная) … Экология человека

    Социальная роль - Нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию. Социальные роли, типичные для данного общества, усваиваются человеком в процессе его социализации. С.р. напрямую связана с… … Словарь социолингвистических терминов

    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - См. роль … Толковый словарь по психологии

Взаимодействуя с обществом, каждый человек исполняет большое количество социальных ролей.

Понимание, приятие человеком общественных «правил игры» — важный способ самоосознания личности, выбор эффективной стратегии существования.

Но несовместимость разных ролевых установок способна стать причиной конфликтов и даже трагедии для человека.

Понятие в психологии

Человеческое сообщество, социум — сложная комбинация правил и взаимоотношений , сложившаяся система , традиций и .

В этой системе на человека, как участника жизни общественной группы, накладываются определенные ожидания: как именно он должен себя вести в том или ином качестве, чтобы соответствовать сложившимся представлениям людей о положительном, правильном, успешном .

Первичное определение «социальной роли» почти одновременно, но независимо друг от друга, предложили в первой половине 20 века американские ученые — антрополог, социолог Ральф Линтон и философ-психолог Джордж Герберт Мид.

Линтон представил общественную роль, как систему норм и правил, задаваемую человеку социумом. Мид — как гласно или негласно установленную общественную игру, включаясь в которую, человек усваивает законы общества и становится его «ячейкой».

При всей разнице определений, из них впоследствии сформировалось общее понятие, в котором социальная роль — «спайка» личности и общества, совмещение в поведении человека проявлений сугубо индивидуального и сформированного под влиянием общества.

Социальная роль — ожидания социума, что человек, как носитель какого-то общественного , будет вести себя определенным образом.

Классификация: список

Так как жизнь и функционал человека среди себе подобных многообразны, то и классификаций ролей в социуме множество .

Роли, определяющие место индивида в сложной иерархии человеческих контактов :

  • по гендеру — женские, мужские;
  • по профессиональной принадлежности ;
  • по возрасту — ребенок, взрослый, пожилой человек.

Взаимоотношения людей также можно обозначить как социальные амплуа:

  • муж, жена, мать, отец ();
  • лидер, вожак, предводитель;
  • отверженный обществом, изгой, аутсайдер;
  • всеобщий любимец и т.д.

Личность в социальной системе является «исполнителем» множества общественных ролей. Они могут распределяться официально, осознанно, или возникать стихийно, в зависимости от развития той или иной жизненной ситуации.

Например, предписания, принятые в рабочей организации , будут диктовать ее работникам определенные правила игры.

Каждая бытовая ситуация делает человека участником многочисленных «людских игр», уже окрашенных сформированными ожиданиями общества.

Виды и типы

Первая систематизация общественных ролей принадлежит одному из создателей современной социологии, американцу Толкотту Парсонсу .

Любую роль индивида в обществе, утверждал социолог, можно емко описать всего пятью основными характеристиками:

Абсолютно любая роль человека в обществе может быть подробно описана с помощью перечисленных характеристик.

Примеры из жизни

Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

С чем связаны?

«Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Теория

Джордж Мид , один из основоположников ролевой теории, первым показал в своих трудах процесс осознания собственного Я индивидом, которое происходит именно во взаимодействии с социумом.

Самоосознание изначально отсутствует у малыша. Общаясь внутри своей социальной группы (обычно, семьи), ребенок примеряет предлагаемые ему «готовые» роли ее участников.

Он ежедневно сталкивается с готовыми моделями и усваивает, как ведут себя по отношению друг к другу мать и отец, как они общаются с друзьями, соседями, коллегами по работе, другими членами семьи, с ним лично.

Именно так он получает первый опыт социальных контактов. «Примеряя на себя» предлагаемые ему стереотипы поведения , ребенок начинает осознавать себя как члена социума (социального субъекта).

Так происходит развитие личности — в разыгрывании каких-то ролей .

Мид утверждал, что «ролевая сущность» — основной механизм личности, костяк ее структуры.

Действия человека связаны прежде всего с усвоенными им социальными установками, а также ожиданиями общества и самого индивида получения конкретного результата от исполнения того или иного амплуа в обществе.

Как определить свои?

Определить свои социальные роли очень просто. Достаточно, «вписать» себя в сложившуюся систему собственных взаимоотношений с социумом.

Соцроль человека существует там, где у него есть обязанности (ожидания общества) вести себя определенным образом:


Зачастую для выполнения разных ролей от человека требуется постоянная смена моделей поведения .

Ожидания, что человек будет успешно выполнять несколько социальных ролей, требования которых противоречат друг другу, приводят к ситуации, получившей в психологии название .

У взрослого члена общества набор доминирующих социальных амплуа (то, как он их выполняет) уже сформирован. Их совокупность составляет своеобразное общественное «досье» человека, его индивидуальный, но для окружающих — типичный и привычный (ожидаемый, прогнозируемый) образ.

Социальные роли людей:

Человека в обществе по своей сути напоминают театральные роли. Поведение человека в обществе зависит от исполняемой им социальной роли.

За свою жизнь человеку приходиться сыграть не одну социальную роль. Эти роли дают некоторую свободу в их исполнении. Но все равно есть моменты, которые обязательны для исполнения. Каждый родитель, как минимум, должен кормить и одевать своего ребенка.

Социальная роль – характеристика социальной позиции, которая выражается в целом наборе моделей поведения, согласованных с общественными ожиданиями и задающихся рядом социальных предписаний.

Примерами социальных ролей являются: ученик школы, студент вуза, менеджер офиса, отец семейства и… можно перечислять бесконечно.

Каждый исполняет свои роли по-своему, возможно, даже нарушает некоторые нормы поведения, но нарушение особо значимых норм ведет к серьезным последствиям. Так, систематические опоздания и неявка на работу без уважительных причин, в конце концов, приведет к увольнению нерадивого сотрудника.

Роли сильно влияют на социальное поведение. Все мы стремимся вжиться в роль, которую исполняем. Например, с появлением ребенка в семье роль родителя сначала непривычна и это заставляет думать о ней, но проходит время и тотальный контроль пропадает. Непривычное превращается в обыденное.

Социальные роли в обществе с низким и высоким статусом

В жизни я часто сталкиваюсь с тем, что люди, которые занимают более высокое положение, начинают думать, что они сразу заслуживают уважения и имеют право поучать и командовать другими. Эти люди считают себя лидерами. Самое интересное, что так думают и те, кто занимает более низкий статус. Это доказывает эксперимент «Офис», в ходе которого набрали случайных людей и простым методом «тыка» выбрали менеджеров и служащих. Как и полагается, менеджеры руководили служащими и выполняли работу, которая требует более высокой квалификации. Когда эксперимент закончился, выяснилось, что и менеджеры, и служащие считают менеджеров более умными и способными руководить, хотя на деле служащие по своим способностям не уступали менеджерам, так как отбор был проведен по случайному принципу.

Точно также роль подчиненного способна принизить самооценку. К такому выводу пришли психологи одного из университетов страны. Они провели такой эксперимент: двое мужчин самостоятельно решали арифметические задачи, причем сначала количество решенных задач у них было одинаковым. Затем им надо было решать задачи в паре, одного из мужчин назначали «руководителем», а другого – «подчиненным». Оказалось, что в паре «подчиненный» решил гораздо меньше задач, чем когда работал самостоятельно.

Инверсия социальных ролей.

Когда люди исполняют они постепенно вживаются в эти образы и лучше начинают понимать тех, кого до этого не могли понять. Большинство социальных ролей парные: родитель – ребенок, покупатель – продавец, управляющий – подчиненный. Инверсия ролей помогает лучше понимать друг друга. Основной причиной многих конфликтов является непонимание оппонентов. Как правило, люди зациклены только на своих чувствах и мнениях и редко когда прислушиваются к высказываниям других. Чтобы лучше понимать близких, ставьте себя на их место и представляйте, что они чувствуют в данный момент.

Таким образом, где бы люди не жили, к какой культуре не принадлежали, всем приходится играть социальные роли.

Социальная роль - это статусно-ролевая концепция, которая является одной из самых популярных теорий в социологии. Любой человек является частью общества, социума и в соответствии с ним выполняет ряд функций, в связи с чем в данной концепции личность является субъектом. Известные американские социологи положили основы концепции личности, ими были Р. Минтон, Дж. Мид и Т. Парсон, конечно же, каждый имеет отдельные заслуги за вклад своих усилий и потенциала в развитие статусно-ролевой концепции.

Социальный статус и социальная роль - это основные два понятия, которые описывают человека. Индивид, занимая определенное место в обществе, закрепляется общественной позицией и имеет определенные права и обязанности. Именно эта позиция и определяет человека. Одновременно человек обладает несколькими статусами, один из которых основной или базисный, то есть основной статус - это профессия или должность человека.

Социальная роль - это которые он исполняет в рамках своего социального статуса в конкретной социальной системе. И учитывая, что у одного человека несколько статусов, то, соответственно, он выполняет несколько ролей. Общая совокупность в рамках одного социального статуса - это есть социальный набор. Человек выполняет больше социальных ролей, если у него намного выше статус и положение в обществе.

Социальная роль человека, работающего в охранном агентстве, кардинально отличается от ролевого набора Президента страны, это все понятно и легко. Вообще впервые систематизировал роли американский социолог Т. Парсон, благодаря которому было выделено пять основных категорий, позволяющих квалифицировать отдельные социальные роли:

  1. Социальная роль - это то, что в некоторых случаях регламентировано. Например, социальная роль государственного служащего - строго очерчена в рамки, а роль того, что этот служащий - мужчина, сильно размыта и индивидуальна.
  2. Некоторые роли чрезвычайно эмоциональны, а другие требуют строгости и сдержанности.
  3. Социальные роли могут отличаться способом получения. Это зависит от социального статуса, который предписывается или же достигается человеком самостоятельно.
  4. Масштаб и объем полномочий в рамках одной социальной роли четко определен, а в других даже не установлен.
  5. Выполнение роли мотивируется личными интересами или же ради общественного долга.

Важно помнить, что социальная роль - это модель поведения, сбалансированная между ролевым ожиданием и характером человека. То есть, это не точный механизм и схема, как ожидается от конкретной социальной роли, а ролевое поведение специфично в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Еще раз закрепим, что социальная роль человека обусловлена конкретным социальным статусом, выраженной определенной профессией, сферой деятельности. Например, преподаватель, музыкант, студент, продавец, директор, бухгалтер, политик. Социальной роли личности всегда дается оценка со стороны общества, одобряется или же осуждается. Например, роль преступника или проститутки имеет общественное порицание.

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других : он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.